1 июня 2010 г.

Крылья для 500-ки.

После длительного перерыва, связанного со сменой работы, снова вернулся к блогу. Сегодня тестируем лопасти для вертолетов 500-ого класса. Подобраны 4 комплекта. Два из них уже участвовали в тестировании ранее, это Radix и Maniac и теперь еще два новых комплекта с весьма интригующими характеристиками. Приступим.

Radix 430


BBT Maniac 427


Mavrikk G5 Pro Wide Chord


Torsion 430


Упаковка и внешний осмотр лопастей.

Новички Mavrikk и Torsion упакованы в приличные картонные ламинированные коробки. Коробка от Mavrikk имеет прозрачную вставку, через которую видна часть лопасти с названием и карбоновой текстурой, а сами лопасти удерживаются в коробке с помощью многочисленных пенопластовых вставок. Лопасти изготовлены очень качественно, пожалуй, придраться можно лишь к волнистому наложению карбоновой ткани, впрочем, волны вряд ли влияют на летные качества лопастей. Лопасти имеют балансировочную пробку на нижней поверхности аналогично тому, как это сделано в лопастях Maniac. Снизу лопасти полностью окрашены в белый цвет, сверху в белый цвет окрашена наступающая кромка.

В коробке Torsion обнаруживаем лопасти, завернутые в упаковочный материал из вспененного полиэтилена. Качество изготовления лопастей оценим на твердую пятерку с небольшим минусом. Края лопастей обработаны немного неравномерно. Лопасти полностью окрашены в белый цвет и только на верхней стороне в центре имеется неокрашенное пространство, в которое вписано название лопастей и присутствует автограф автора лопастей Петра Новотны. Кстати, на самой коробке тоже есть аналогичный автограф нанесенный фломастером(!), уж не сам ли автор приложил руку к упаковке этого комплекта? На коробке красуется гордая надпись на английском «Сделано в Чешской Республике».

По качеству изготовления Radix 430 можно ставить в пример остальным комплектам. И окраска и обработка краев лопастей идеальная. Лопасти упакованы в красивую ламинированную коробку. В комплекте с лопастями идут дополнительные шайбы для более широких цапф, впрочем для Трекс 500 эти шайбы не требуются. Снизу и сверху лопасти имеют уникальную раскраску в виде размашистых перьев. На коробке есть надпись “OEM by Fun-Key aeroplane models”.

В противовес прочим комплектам лопасти Maniac поставляются в полиэтиленовом пакете с единственной наклейкой, на которой кроме названия лопастей шариковой ручкой указан вес одной лопасти. Качество изготовления лопастей на троечку, края обработаны неряшливо, на одной лопасти видны следы обработки напильником. На нижней стороне лопасти видна пробка балансировки, которая немного выступает над поверхностью лопасти. Снизу лопасти полностью окрашены в белый цвет. 

Стоит отметить, что лопасти Maniac и Radix были приобретены около 1 года назад и с тех пор в качетсве изготовления или характеристиках лопастей могли произойти изменения, хотя каких-либо сообщений о выходе новых моделей этих лопастей я не встречал.

Параметры лопастей:

Radix:
вес 64.5г., хорда 43мм, высота профиля: 5.6мм. Продольный баланс нейтральный.

Maniac:
вес 64г, хорда 43мм, высота профиля: 7.2мм. Продольный баланс – задний

Mavrikk:
Вес: 64.5г, хорда 47.5мм, высота профиля:6мм . Продольный баланс - задний, лопасти выдвигаются вперед цапфы.

Torsion:
Вес: 66 г, хорда 44мм, высота профиля: 6.2мм. Продольный баланс - задний.


Разница в ширине лопастей Radix (43мм) и Mavrikk (47.5мм)

Как тестировали.

Конфигурация вертолета:

  • Кит: 500ESP (привод ХР: вал)
  • Мотор: Scorpion 3026-1210@14T
  • Регулятор: Castle Creations ICE 75
  • Аккумуляторы: 2x2150 Rhino 4S, 30C
  • Гироскоп: Align GP750, рулевая машинка Align DS520
  • Обороты ротора 2650 об/мин. Общий шаг: +-12 градусов.

В испытательной лаборатории ;-)

Программа полетов состояла из следующих шагов.

  1. Проверка бабочки после смены комплекта лопастей.
  2. Висение, оценка удобства висения, стабильность, пируэты на месте.
  3. 2 подъема вверх для оценки максимальной мощности в начале подъема. На вертолете был установлен ELogger.
  4. Перевороты по элеронам и элеватору, флипы. Оценка скорости переворотов.
  5. Быстрые пролеты. Оценка стабильности модели, присутствие всплывания или погружения.
  6. Тик-таки. Оценка нагрузки на ротор, четкости фиксаций, удобство работы шагом.
  7. Скольжение хвостом вниз и выход из скольжения. Оценка жесткости лопастей по характерному звуку на выходе из маневра.
  8. Слепероны. Тик-таки с полубочкой. Оценка стабильности на маневре, оценка четкости остановок.
  9. Воронка или Pie-Dish. Удобство удержания модели на траектории.
  10. Змейка. Оценка удобства управления вертолетом на комплексном маневре.

В день проведения тестов стояла тихая и теплая погода.

Летные испытания.

Единственный комплект, который потребовал исправить бабочку, это Maniac. Все остальные комплекты можно менять без дополнительной регулировки. Опять вопрос к качеству изготовления Maniac.

Висение. Все комплекты справились с висением на пять баллов. Каких либо негативных эффектов замечено не было. Отмечу лишь, что с лопастями Mavrikk вертолет был несколько более устойчивый. Отсутствовало излишнее покачивание модели во время подруливания на пируэтах, как будто на вертолет поставили более длинные лопасти.

На подъеме вверх Maniac, Mavrikk и Torsion уходят в небо с убедительной скоростью. Radix сильно отстает. В конце статьи приведены цифры замера токов в начале подъема с места.


В полете лопасти Radix.

На переворотах наиболее быстрые Maniac. Следом практически на той же скорости переворачиваются лопасти Mavrikk, едва медленнее работают лопасти Torsion, но опять же, разница едва различима. Фактически можно сказать, что эти три комплекта имею близкую скорость по циклику. Радиксы откровенно отстают от этой троицы, перевороты явно медленнее.

На быстрых пролетах все четыре комплекта работают на равных. Разгоняю вертолет практически на полных шагах, ловлю нужный угол атаки, чтобы вертолет двигался горизонтально и отпускаю правый стик. Вертолет продолжает двигаться прямо без всплывания или погружения. Зачет.

Переходим к нагруженным полетам. Первые – тиктаки. Maniac радует легким подхватом по шагам, быстрые тиктаки получаются легко и продолжать делать их можно достаточно долго. Torsion заставляет больше работать шагами, но все равно, управлять вертолетом на тик-таках легко и удобно. С Mavrikk все несколько сложнее. Из-за широкой хорды этими лопастями легко перегрузить ротор. Если единичный рывок по шагам происходит энергично и резко, то серия тиктаков сильнее нагружает силовую установку и обороты начинают падать. Радиксы на тиктаках в целом оставили положительное впечатление, хотя они явно уступаю Maniac и Torsion в плане отдачи при работе шагами. У Radix нет такого подхвата, как у других комплектов, но с другой стороны они не так сильно нагружают силовую, и поэтому можно продолжать делать тиктаки достаточно долго.

Простой и забавный маневр Tail slide – скольжение хвостом вниз позволяет проверить жесткость лопастей. Начало скольжения на высоте 40-50 метров, выход примерно в 3 метрах над землей. Сначала вертолет свободно падает хвостом вниз, набирая скорость, затем на выходе добавляются отрицательные шаги и элеватор вперед, а следом резко полные положительные шаги. Лопасти издают достаточно громкий звук ф-р-р. Чем мягче лопасти, тем более смазанный звук они издают. Стоит отметить, что все 4 комплекта очень жесткие, с четким звуком лопастей на выходе из маневра. Пожалуй, Mavrikk остановил вертолет быстрее остальных комплектов, но незначительно.

Слапероны отлично показали, как лопасти фиксируют вертолет под  углом к горизонту на остановке дуги. Maniac и Torsion работают одинаково отлично – фиксации четкие. Mavrikk создали небольшие трудности с фиксацией, модель слишком рано начинала соскальзывать вниз. Radix выступили совсем плохо. Поймать нужный угол и момент подачи обратных шагов так и не удалось. На остановке вертолет все время норовит соскользнуть с места. С переворотом по элеронам во время слаперона не было проблем ни с одним из комплектов.

На воронке опять выползла недостаточная цепкость лопастей Radix. На протяжении маневра приходилось подруливать вертолет по элеватору, то он норовит вывалиться из воронки наружу, то провалиться внутрь. От этого воронка превращается в постоянную ловлю вертолета. Кашмар. Остальные комплекты держались молодцами. Вертолет практически самостоятельно стоял на дуге, не думая ни сползать, ни вываливаться из воронки.

Змейка - маневр комплексный, сочетает в себе движение, интенсивную работу шагом и цикликом. На этом маневре оценивали общее удобство ведения вертолета по фигуре. Здесь просто великолепно отработали лопасти Mavrikk. Благодаря хорошему подхвату по шагам было легко удержать скорость на протяжении всего маневра и змейка получилась практически идеально. Maniac и Torsion опять выступали практически на равных и показали очень хорошие результаты – ведение модели по змейке не вызвало каких либо проблем. Radix в отстающих – ни как не удавалось провести вертолет по дуге ровно, а на смене дуг часто приходилось давать полные шаги, чтобы поддержать скорость модели. Неудобно и тяжело.

Измерения.

На вертолете был установлен E-logger,который вел запись тока, напряжения и оборотов во время полетов на всех четырех комплектах.

Подготовка к измерениям.

Несколько цифр с логгера.


Maniac Torsion Mavrikk Radix

Средний ток на висении, А:

15.75

15.37

14.72

15.28

Подъем с места, А:

52(65)*

63.7

49.6

50

Макс. мощность за полет, Вт:

1562(1780)*

1822

1448

1479

Средний ток на тик-таке, А:

25.45

25.2

24.6

23.2

* В скобках для Maniac указаны цифры с предыдущих полетов. Низкая отдача по мощности в этот раз объясняется тем, что замеры токов на подъеме для Maniac производились в конце полета и на самых старых аккумуляторах, которые уже перевалил за 70 циклов. 

Заключение.

Королем и эталоном лопастей для вертолетов 500-ого класса остаются лопасти Maniac. К ним очень близко подошли Torsion. Они едва проигрывают в отдаче по шагам. Хотя, глядя на цифры логгера, видно, что Torsion любят кушать электричество на равнее с Maniac, а по максимальному отбору мощности даже превзошли их. Mavrikk произвели двоякое впечатление. В целом очень хороший комплект, который обеспечивает комфортный полет, особенно на этих лопастях понравилась змейка, но с тиктаками все не так просто, либо надо учиться аккуратнее работать шагами, либо искать более мощную силовую установку, хотя куда уж дальше, отдача в 2.5 л.с. это больше номинала ДВС (1.9-2.2 л.с.) для более сташего 600-ого класса. Radix, к моему сожалению, в аутсайдерах и в первую очередь из-за низкой цепкости лопастей, которые не могут удержать вертолет на дуге, да и скорость подъема на Radix совершенно не впечатляет, в отличии от других комплектов. Скорее всего дело в продольной балансировке, ведь только Radix имеет четкую нейтральную балансировку, в то время как остальные комплекты имеют ярко выраженную заднюю балансировку, что делает их полет более агрессивным.

Отдельное спасибо моему другу Кириллу за помощь в проведении тестирования!

До встречи на полях.

9 комментариев:

  1. Олег, спасибо за добротный и подробный тест!
    А лопасти SAB 430 Вы никогда не пользовали?
    Было бы интересно вставить их пятым номером в ваш ряд. Могу предоставить комплект для теста...

    ОтветитьУдалить
  2. Игорь, спасибо за хороший отзыв :).

    С удовольствием попробовал бы SAB 430. Пока попадались только SAB RedDevil 600. Впечатления очень положительные. Жаль, они погибли в краше, и больше такие не производят.

    ОтветитьУдалить
  3. Анонимный1 июня 2010 г., 22:45

    любопытно было бы еще стоковые align 425D с ними сравнить

    ОтветитьУдалить
  4. Анонимный2 июня 2010 г., 0:06

    Спасибо за тест) возьму попробовать торсионы. да и цена у Детонатора адекватная. давно на них целился. Имхо, алайн проиграет по-любому. я на своей 500ке до недавнего времени летал еще на старом алайновском карбоне, сейчас попробовал Дшки - верт и на тик-таках, и на слеппере достаточно сложно точно зафиксировать. То же самое и на 600ке, после краша поставил про Д - не порадовали совсем.

    ОтветитьУдалить
  5. С выбором лопастей Torsion будьте внимательнее. Модельный ряд меняется очень часто и даже те лопасти, что были в тестировании, уже не приводятся на официальном сайте. Сейчас там новая модель: http://www.torsion-blades.com/rotor-blades_en.php

    Про лопасти Pro 3D у меня тоже есть обзор: http://onheli.blogspot.com/2010/01/hobbycity-3d-600.html

    ОтветитьУдалить
  6. Анонимный3 июня 2010 г., 13:12

    Я имел в виду алайновские про Д, которые они начали выпускать не далее года назад.

    ОтветитьУдалить
  7. Олег, я сегодня провёл небольшой "лоховской" тест своего парка лопастей для "пятисоток".
    Участники: Hirobo 430 (for Lepton EX), SAB 430 Red Devil, Radix 430, Maniac 427. Тестер: Hirobo Lepton EX. Результаты (чисто ощутительные), сообщу чуть позже...

    ОтветитьУдалить
  8. Дописал свои наблюдения:
    http://forum.rcdesign.ru/blogs/182/blog9319.html

    ОтветитьУдалить
  9. Игорь, спасибо за ссылку и отчет. Интересно сравнить ощущения от лопастей. Да и в целом, в таком субъективном тесте чем больше мнений - лучше. :)

    ОтветитьУдалить