10 февраля 2010 г.

Летная школа. Часть 1. Самое начало.

Вы уже выбрали модель, возможно даже приобрели ее, собрали и настроили. Если все это вам еще предстоит, рекомендую почитать заметку о том, что стоит приобрести в первую очередь, и о настройке автомата перекоса CCPM. Если модель уже у вас в руках, уверен, что вам не терпится поскорее совершить свой первый вылет. Но давайте подумаем о том, каким должен быть этот первый полет. Мой первый опыт был достаточно печальным, модель неожиданно быстро взмыла в небо и, когда я попытался посадить ее, то сломал шасси. Следующая попытка закончились опрокинутой моделью и поломанными держателями лопастей. На следующий день, вместо полетов, я отправился в магазин за запчастями. Потерянное время и потраченные деньги. Постараемся всего этого избежать и рассмотрим самые первые упражнения, которые помогут вам освоиться с моделью. Тем, кто уже летает, можно перейти сразу к разделу Планирование обучения, ниже в этом тексте.


Вступление.
Ваша новая модель радует глаз, и буквально рвется в небо. Сделайте небольшую паузу, проверьте модель и убедитесь, что все ее узлы функционируют как надо. Небольшую шпаргалку вы найдете в статье про регулярное обслуживание модели вертолета в разделе "Проверка перед первым вылетом". После того, как вы полностью убедились в исправности модели, самое время перейти к полетам. Как бы это странно ни звучало, но секрет первого вылета в том, что летать не надо.

Привыкаем к пульту управления.
Пока отставим модель в сторону и возьмем в руки пульт. Наша задача определить, как взять пульт, так, чтобы было удобно держать его во время полета. Есть три распространенных метода хвата пульта, условно назовем их: метод больших пальцев, метод щипка и комбинированный метод. В первом случае вы используете для управления моделью большие пальцы обеих рук, положив подушечки пальцев на стики сверху. Метод дает удовлетворительную точность управления, удобен тем, что позволяет удобно держать сам пульт, обеспечивает легкость переключения тумблеров, поскольку указательные пальцы свободны, и не требует более никаких приспособлений для удержания пульта. Метод щипка заключается в том, что стики сжимаются большим и указательным пальцами. В этом случае точность управления хорошая, но меньше пальцев остается для того, чтобы держать пульт и пользоваться тумблерами, поэтому ремешок или столик, которые помогут поддержать пульт, крайне желательны. Комбинированный метод совмещает первый и второй, пилот кладет подушечки больших пальцев на стики сверху, а указательными пальцами придерживает стики спереди. Метод дает достаточно хорошую точность управления и при этом позволяет совершать быстрые широкие движения только большими пальцами. Для этого метода ремешок так же крайне желателен. Есть смысл попробовать каждый из методов и выбрать наиболее удобный для вас.

Теперь, когда определились с тем, как держать пульт, необходимо немного привыкнуть к движению стиков. Возьмите пульт удобным для вас способом и подвигайте стики. Обратите внимание на усилие на стиках, на диапазон перемещения, постарайтесь смотреть вперед, на воображаемую модель. Теперь пора пробовать управлять настоящей моделью.

Привыкаем к модели.
Для первых вылетов желательно установить на вертолет тренировочные шасси. Шасси можно приобрести или сделать самостоятельно. Они могут быть в виде перекрестия, буквы Н или обруча. Если шасси имеет торчащие стержни, на концах лучше установить шарики, чтобы шасси легче скользили и не цеплялись на неровности взлетной площадки. Тренировочные шасси предохранять от опрокидывания и придадут модели более спокойный, стабильный характер.

И снова надо помнить, что летать пока не надо. Понятно, что хочется поскорее увидеть модель свободно парящей в небесах, но спешка, скорее всего, обернется ремонтом, а мы дорожим нашим временем и хотим больше летать, чем чинить. Итак, включаем пульт, убеждаемся в том, что на пульте выбрана нужная нам модель, убираем газ на минимум, выключаем полетный режим (IDLE UP), если он есть, и подключаем или заводим модель. Первый взлет лучше производить с гладкой площадки. Важно отойти от модели на безопасное расстояние. Чем больше модель, тем больше и расстояние. Для моделей до 1кг расстояние в 5 метров вполне достаточно, для более тяжелых моделей лучше отойти минимум на 10 метров. Установите модель строго хвостом к себе, эту будет ваше основное положение взлета на первое время. Теперь, плавно добавляя газ, следите за тем, как раскручивается ротор. Не пытайтесь взлететь, просто привыкайте к виду модели с вращающимися лопастями. Уберите газ и плавно раскрутите ротор еще и еще раз. Потратьте на это упражнение минуты 3-4, после чего начните раскручивать ротор чуть сильнее, чтобы модель начала шевелиться на шасси. Сбросьте газ и повторите упражнение, пока у вертолета не кончится заряд или топливо. Первый полет закончен. Если вы сохранили модель целой, значит все идет как надо. Сделайте перерыв, заправьте вертолет и готовьтесь к следующему упражнению.

Отрываем модель от пола.
Для большего комфорта и безопасности потребуется площадка с твердым достаточно скользким покрытием. Если у вас электрическая модель, то идеально подходит спортивный зал, иначе асфальтированная площадка в безлюдном месте. Выполняем обычную предполетную проверку и, на этот раз, пытаемся оторвать вертолет от земли на 5-10 см. Будьте готовы к тому, что модель, скорее всего сразу после отрыва начнет двигаться в сторону. Пока не пытайтесь корректировать модель, а плавно уберите газ на минимум, посадите модель, подождите, пока остановится ротор, и переставьте модель на стартовую позицию. У вас должны получиться короткие прыжки. Повторяйте упражнение и так закончите ваш второй полет.

Следующим шагом будет висение на очень малой высоте и попытка удерживать модель на месте. Мысленно представьте себе на земле круг радиусом около 2м, и попытайтесь удерживать модель в рамках этого круга. Будьте особенно внимательны и старайтесь не совершать слишком резких и сильных движений стиками. Двигайте стики небольшими короткими толчками, это позволит вам избежать чрезмерного управления. В течение этого упражнения не старайтесь летать. Как только чувствуете, что теряете модель или модель выходит за пределы воображаемого круга, сразу же приземляйтесь. Старайтесь не поднимать модель выше 10-20см над полом.

После того, как вы немного освоитесь с моделью, самое время задуматься о планировании вашего обучения. Что бы обучение было осмысленным, необходимо определить чего вы хотите добиться в долгосрочной перспективе. От ваших долгосрочных планов будут зависеть конкретные цели каждого этапа обучения. Хорошо если вы будете так же ограничивать себя по времени достижения целей, но учтите, что навык управления вертолетом не приобрести за 1 день и даже за одну неделю, будьте готовы к тому, что потребуется значительное время на то, чтобы обрести необходимые рефлексы.

Планирование обучения.
На курсах по управлению проектами учат есть слона. Сразу сложно сообразить, с чего лучше начать трапезу, как ничего не забыть и, в конце концов, достичь цели. Обучение пилотированию как тот слон, большой и непонятный, что нас ждет, сразу сказать сложно, но у каждой большой задачи есть составляющие. И чтобы наш слон перестал выглядеть большим и страшным, начнем делить его на части.

Первое и самое важное – управление вертолетом сильно зависит от навыков ориентации. Модель может быть повернута к нам любым боком и тут важно уметь ориентироваться в положениях модели, чтобы давать правильные команды, например, когда модель висит к нам хвостом, то движение стиком вперед приведет к движению модели от пилота, назад – к движению на пилота, влево - налево и вправо - направо, здесь никаких сюрпризов. Но, если модель оказывается к нам кабиной, то все управление меняется на обратное. Стик вперед приводит к движению модели на пилота, стик назад – модель двигается от пилота, стик вправо, а модель двигается влево, стик влево, а модель двигается направо. Более того, 3D модели могут висеть ротором вниз, а это добавляет еще 4 положения в пространстве. Учитывая все это, выделим основные положения:
  1. Ориентация в нормальном положении (в нормали, модель расположена ротором вверх) 
    • ориентация хвостом к себе 
    • ориентация левым боком к себе 
    • ориентация правым боком к себе 
    • ориентация кабиной к себе 
  2. Ориентация в перевернутом положении (в инверте, когда модель расположена ротором вниз) 
    • ориентация хвостом к себе 
    • ориентация левым боком к себе 
    • ориентация правым боком к себе 
    • ориентация кабиной к себе 
Отдельно добавим пируэты – повороты модели на месте:
  1. Управление в пируэте на месте в нормале 
    • Пируэт – поворот по часовой стрелке 
    • Пируэт против часовой стрелки 
  2. Управление в пируэте на месте в инверте 
    • Пируэт – поворот по часовой стрелке 
    • Пируэт против часовой стрелки 
Но модель не только висит, но и двигается, поэтому выделим управление моделю в движении:
  1. Управление в движении в нормале 
    • Полет кабиной вперед 
    • Полет левым боком 
    • Полет правым боком 
    • Полет хвостом вперед 
    • Полет с пируэтом по часовой стрелке 
    • Полет с пируэтом против часовой стрелки 
  2. Управление в движении в инверте 
    • Полет кабиной вперед 
    • Полет левым боком 
    • Полет правым боком 
    • Полет хвостом вперед 
    • Полет с пируэтом по часовой стрелке 
    • Полет с пируэтом против часовой стрелки 
Итого, получились двадцать четыре режима полет, которые нам предстоит освоить. Это так называемая база, без которой освоение 3D фигур высшего пилотажа крайне затруднительно. В дополнении к базе можно выделить еще 4 ориентации полетов на ноже, когда ротор модели расположен вертикально. Например движение модели в непрерывном тик-таке или выполнение стационарного тик-така (метронома). Здесь мы выделим следующие ориентации:
  • Ротором к пилоту 
  • Ротором от пилота 
  • Ротором направо 
  • Ротором налево 
В каждой из этих ориентаций выделяются положения:
  • Кабиной вверх 
  • Кабиной вниз 
  • Кабиной налево 
  • Кабиной направо 
В сумме 40 ориентаций и навыков управления! Спокойно! При правильной последовательности тренировок, обучение будет естественным образом переходить от одной ориентации к другой. Вспомните старую народную мудрость «мало за день, много за неделю», запаситесь терпением, и готовьтесь осваивать непростую, но захватывающую науку управления радиоуправляемым вертолетом.

Небольшое отступление: если вы не планируете заниматься 3D полетом, то количество ориентаций резко снижается, а время обучения соответственно уменьшается. Тем не менее, чем больше ориентаций вы изучите, тем более уверенно сможете управлять моделью, и сможете избежать многих падении из-за потери ориентации.

Непосредственно планированием занятий займемся во второй части летной школы.

17 комментариев:

  1. Отличная статья! Рекомендую всем начинающим.

    ОтветитьУдалить
  2. долго смотрел на термины "ориентация", "положение" и "упрвление" и решил таки переименовать списки.

    Положения в висении так и остались ориентациями. базовых получается восемь штук. Управление моделью в движении и в пируэте стали навыками управления, а не ориентациями.

    4 положения на ноже остались ориентациями с 4 вариациями в каждой из ориентаций. По сути на ноже получается аж 16 ориентаций, больше чем просто в висении, но вертолет не может висеть на ноже, поэтому оставим 4 ориентации и 4 направления, но помним, что это одновременно и 16 навыков управления моделью. Жесть, но что делать. Полеты на ноже это не фунт изюма, с их освоением действительно придется повозиться.

    ОтветитьУдалить
  3. Анонимный9 июля 2010 г., 12:57

    Хочу поблагодарить автора - самостотельно осваивал эту непростую науку, потихоньку начал летать и делать простой пилотаж - петля и бочка. Все - уперся в стену - просто не знаю правильно ли я делаю и не с кем было посоветоваться абсолютно - нет у нас реально летающих на вертолетах. Слава богу нашел вашу ветку. Сейчас читаю и очень жалею, что раньше не видел этого - столько бы время и денег сэкономил...
    Спасибо.
    Михаил.

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо.
    Очень не хватало системности в обучении.

    ОтветитьУдалить
  5. Большое спасибо Всем разработчикам данного сайта. Загорелся завтра хотел идти летать, но теперь повременю. Очень рад что наткнулся случайно на данный сайт, а прочитав безопасность полетов решил для себя что это точно не игрушка. Большое спасибо автору. Думаю что он спас меня от от многих неприятностей, проблем, и непредсказуемых расходов. Удачи Вам в новом году и храни Вас Бог.

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо за совет, буду придерживаться рекомендациям.

    ОтветитьУдалить
  7. Олег! Добры день! отличный материал! ( ну по крайней мере по моему мнению....) А не подскажите физические параметры ветра в симуляторе? так скажем, рекомендуемые. У меня сим рефлекс. За ранее благодарю :)

    ОтветитьУдалить
  8. Я обычно выключаю ветер полностью, когда работаю над новыми фигурами и включаю небольшой ветер (2-5 м/с), когда полирую знакомые фигуры, чтобы фигуры приходилось дополнительно корректировать в процессе выполнения.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Олег, день добрый!
      Искал способ связаться с вами - но кроме как запостить в коммент - ничего не придумал.
      Олег, дело в том - что я пытаюсь развивать сайт, предназначенный для помощи именно новичкам. Сайт называется heli.msk.ru. Хотел бы пригласить вас на него, а так же - спросить разрешение выложить ваши материалы на мой сайт - естесвенно, с указанием автора, ссылками на ваш блок и т.д.
      Заранее спасибо и с надеждой на положительный ответ, Антон Баташов.

      Удалить
  9. Анонимный24 июня 2012 г., 18:27

    Олег! Добрый день!
    я новичек на сколько точно должны выполнятся фигуры которые вы описывайте в следующих статьях. просто кривавато получается уже прилично, но точно выполняемых упражненией малавато? вопрос в чем! как лучше: получатеся кривовато идем дальше но каждая следующая тренировка повторяем пару раз до закрепления или оттачиваем упражнение до совершенства и потом переходим к следующему?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрвй день,

      Пожалуй да, такой вариант работает: "получатеся кривовато идем дальше но каждая следующая тренировка повторяем пару раз до закрепления". Надо учитывать, что у всех свой темп освоения фигур. В свое время я потратил сезон на полеты восьмеркой, поэтому на полировку фигуры мождет уйти год, а а кому-то достаточно и пары раз. :)

      И еще, хорошо иметь небольшой набор фигур для отработки и план по освоению следующих фигур/ориентаций. Тогда не заскучаете и всегда можно будет разнообразить тренировки пробой новых фигур.

      Удалить
  10. Анонимный25 июня 2012 г., 3:33

    Олег здравствуйте. Я новичек в вертолетном спорте до этого всю жизнь висел на кордах, в советское время об радио управлении только мечтали на вертолеты я заглядывался с детства и теперь мечта сбылась я заимел KDS-450 T-Rex 550 и T-Rex 700 KDS-450 мой первенец и мой тренер на нем учусь летать. Я очень обожаю копии и хочу одеть своих T-Rexсов в фюзеляжи копийных вертолетов. Вопрос? Обязательно осваивать 3D пилотаж или достаточно первоначального обучения или какие фигуры мне нужно осваивать?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день,

      Если цель - летать в копийном стиле, то начните с базовых фигур в нормеле: висение на месте всеми сторонами, пролеты в обе стороны, круги и восьмерки в горизонте по часовой и против, пируэты на месте в обе стороны. Крайне желательно освоить базовые фигуры пилотажа: свечка, разворот на горке, петля, бочка и авторотация. Я понимаю, что на копийной модели бочки и петли обычно не летают, но на мой взгляд, классику надо знать.

      Удалить
  11. Жаль, что нет возможности экспортировать страницу в формат pdf или в "версию для печати".

    ОтветитьУдалить
  12. В тексте упущен самый главный момент для новичка: "корректируйте модель". Как я её могу корректировать, если она сразу ломиться в ближайшие кусты, которые впереди или сбоку)? И не затронута проблема тренировочных шасси (см. http://onheli.blogspot.ru/2010/02/setup-training-heli.html?showComment=1382786173720#c4224064600605220324)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Может неправильно прочитали? Я предлагаю во время первых коротких подпрыгиваний вообще НЕ корректировать модель. Едва оторвали от земли несколько см и сразу сажайте. А дальше: "Следующим шагом будет висение на очень малой высоте и попытка удерживать модель на месте. Мысленно представьте себе на земле круг радиусом около 2м, и попытайтесь удерживать модель в рамках этого круга. Будьте особенно внимательны и старайтесь не совершать слишком резких и сильных движений стиками. Двигайте стики небольшими короткими толчками, это позволит вам избежать чрезмерного управления. В течение этого упражнения не старайтесь летать. Как только чувствуете, что теряете модель или модель выходит за пределы воображаемого круга, сразу же приземляйтесь. Старайтесь не поднимать модель выше 10-20см над полом."

      Обратите внимание на этот совет: "Будьте особенно внимательны и старайтесь не совершать слишком резких и сильных движений стиками. Двигайте стики небольшими короткими толчками, это позволит вам избежать чрезмерного управления."

      Удалить
  13. Здравствуйте.Недавно купил вертолет на пульт управлении.После включения вертолета начинает крутится пропеллер,при этом пульт выключен,может замыкает где нибудь,прошу помогите!

    ОтветитьУдалить