30 января 2010 г.

Тестирование бюджетных лопастей Hobbycity 3D 600.

Лопасти Hobbycity 3D 600 так же известны как Pro 3D в интернет-магазине Helidirect.com. Цена за комплект около $25, что сопоставимо с ценой комплекта деревянных лопастей. Признаться за такую цену ожидаешь совсем уж посредственное качество, но, лучше сначала проверить, а затем делать выводы.

Внешность и изготовление.


Лопасти выполнены из карбона, начинка лопастей на данный момент неизвестна. Внешне качество изготовления на 3 балла – кромки обработаны достаточно аккуратно, хотя на одной лопасти на наступающей кромке есть заметный провал, похоже при финишной обработке кто-то лишний раз махнул напильником. Качество окраски самих лопастей вполне достойное, но буквы 3D покрашены с разводами. В тех местах, где виден карбон, хорошо заметна неравномерность наложения ткани, но на качество поверхности это не влияет.

Окраска и неравномерность наложения ткани
Интересно, что по форме лопасти практически на 100% совпадают с лопастями SAB RedDevil.

SAB RedDevil и Hobbycity 3D
На ощупь, при скручивании лопасти лишь немного мягче чем SAB RedDevil, но в целом достаточно жесткие.

Балансировка.
Вот где лопасти преподнесли настоящий сюрприз. Центр тяжести лопастей и их вес выверены очень точно, мне понадобилось всего 5см изоленты чтобы сбалансировать лопасти. Фактически дополнительную балансировку можно было и не проводить.
Кусок балансировочной изоленты
Физические параметры:
Вес: 129г
Высота профиля: 8мм
Хорда: 56.5мм
Поперечный баланс: Немного задний, лопасти при вращении будут выдвигаться вперед цапфы.
Продольный баланс: 315мм (центр тяжести незначительно смещен к концевой части лопасти)

Летные испытания.
Тестирование проводилось на вертолете Align Trex 600N, перекос: Align DS610, гироскоп JR770+JR8900G, мотор TT Redline 53 + труба MP5 SB, топливо 20% нитро, 22% масла.

Для начала проверяю "бабочку". Для этого я ставлю вертолет на ровный пятачок земли, так, чтобы ротор при вращении был точно в горизонте (так проще смотреть), отхожу от модели на 7-10 метров, раскручиваю ротор в нуле шагов или с небольшим отрицательным шагом. Затем, когда ротор раскрутится до рабочих оборотов, наклоняюсь к земле и смотрю на плоскость ротора. Во время проверки не отпускаю пульт управления, чтобы модель всегда была под контролем. И вот еще один сюрприз – "бабочки" нет, т.е. лопасти абсолютно ровные. Отлично!

Взлет.
Первое впечатление – что-то свистит. Малейшее движение шагами сопровождается посвистыванием лопастей, да и просто на висении слышен легкий свист. Выполняю переворот, чтобы оценить скорость по циклику – здесь ничего особенного, скорость переворота абсолютно нормальная. Серия тик-таков дается с трудом, ротор сильно грузится и не удается выполнить даже средние по темпу тик-таки. Ради эксперимента даю на тик-таке полные шаги, обороты проваливаются катастрофически. Пока оставляю эту тему и перехожу к радуге, здесь опять никаких проблем, по циклическому шагу лопасти работают очень хорошо. Разгоняю вертолет и смотрю, как ведет себя модель на высокой скорости, здесь поджидает неприятный сюрприз – модель сильно всплывает носом вверх. Настолько, что вертолет сам(!) выполнил заход на разворот на горке. Определенно, лопасти очень нестабильные на высокой скорости, отчего вертолет заваливается назад.

Пробую издевательский маневр Tail Slide (скольжение хвостом). Поднимаю модель повыше, переворачиваю вертикально хвостом вниз и даю свободно падать с высоты около 50м. Практически у самой земли, когда модель набирает очень приличную скорость, резко даю элеватор на нос и полные положительные шаги. Нездоровый треск рассекаемого воздуха сопровождается очень глубокой просадкой оборотов, но вертолет вытянул и лопасти выдержали, хотя, признаться, я побаивался, что на таком маневре они могут просто разлететься в щепки.

Напоследок, в висении дергаю вертолет вверх-вниз (pitch pumping) и замечаю еще одну странность. Лопасти имеют такой подхват, как будто на роторе не +-11 градусов, а все +-15. Вертолет пулей срывается с места и следом обороты начинают падать. Похоже, что излишняя мягкость лопастей на скручивание и задняя балансировка приводят к изгибанию лопастей и чрезмерному увеличению угла атаки.

Заключение.
Лопасти оставили двоякое впечатление. С одной стороны для такой низкой цены качество изготовления превосходит все ожидания, балансировка и отсутствие "бабочки" на уровне именитых производителей. Работа лопастей по циклическому шагу не вызвала нареканий, но коллективный шаг здесь действительно является проблемой, поскольку ротор перегружается даже сильнее чем на более широких Radix 600.

Карбоновые лопасти за $25 это действительно выгодная покупка, поскольку по схожей цене приобрести можно разве что комплект деревянных лопастей, а лопасти Pro 3D при этом намного прочнее и не доставят проблем с "бабочкой". Вряд ли стоит использовать эти лопасти для серьезного пилотажа, но для начального обучения базовому пилотажу, когда возможны частые падения, лопасти вполне подойдут.

Комментариев нет:

Отправить комментарий