Идея этой заметки окончательно укрепилась после прочтения темы "Симулятор или реал?", поднятой пользователем с ником AlexSR на heli-spb.ru. Справедливости ради стоит заметить, что написать про использование симулятора стоило и раньше, но я откладывал эту тему до более сложных упражнений, где без симулятора обойтись достаточно сложно.
Что может дать симулятор.
Три первые части летной школы содержали материал, подобранный так, чтобы возможно было сразу выполнять упражнения на реальной модели. Такой подход работает до тех пор, пока ученик выполняет рекомендации, т.е. подход зависит от дисциплины. Мой учитель в автошколе говорил "Не бойтесь, пока они учатся. Бойтесь, когда немного научились". Очень справедливое замечание. Как только стало немного получаться, уже хочется полихачить: ехать быстрее, лететь выше. Но это не наш метод, правда? "Зажечь" можно будет позже, когда в нашем распоряжении будет прочная база. Если хочется драйва уже сейчас, можно поэкспериментировать в симуляторе. И по рукам никто не ударит, и ремонтировать вертолет не придется. Согласитесь, летный день без вертолета это уже совсем грустно, а в симуляторе всегда есть еще одна попытка, за которую не надо платить.
Следующее. По мере продвижения вперед, сложность обучения будет возрастать, и не всякий маневр можно будет дать с нуля на реальной модели. Тут симулятор будет хорошим помощником при первых попытках выполнить новую фигуру или освоить новую ориентацию. Симулятор поможет увидеть и исправить первые ошибки, позволит набить руку. При переходе на реальную модель у вас уже будет представление о том, чего ждать и куда рулить. Обратите внимание, после симулятора у вас будет лишь представление о фигуре, а не отработанный навык. Причина в том, что ощущения пилота в симуляторе и реале отличаются. В реальном полете присутствуют страх и адреналин от которых дрожат руки, ветер, из-за которого модель «дышит», яркое небо, на фоне которого вертолет часто превращается в плоский силуэт и масса других раздражителей. Поведение модели в симуляторе и реальности тоже отличается, сколько ни настраивай виртуальную модель – различия останутся. Поэтому, при переносе нового материала из симулятора на реальную модель, ведите себя так, как будто выполняете маневр в первый раз – пробуйте маневр повыше и подальше от себя, держите в голове контраварийный выход. Другими словами, будьте осторожны.
Далее. К примеру, вы уже неплохо владеете какой-либо ориентацией или умеете выполнять какую-либо фигуру, но все равно остались положения, в которых вы испытываете затруднение или элементы фигуры, в которых повторяется ошибка. Тут симулятор будет незаменимым помощником, позволит продолжать тренировки в те дни, когда у вас нет возможности выехать на летное поле. Продолжайте работать в симуляторе и в следующий раз на поле вы непременно заметите, что фигура стала получаться лучше.
Итак, симулятор позволяет:
Моменты, которых стоит остерегаться при использовании симулятора.
Успешных тренировок!
Три первые части летной школы содержали материал, подобранный так, чтобы возможно было сразу выполнять упражнения на реальной модели. Такой подход работает до тех пор, пока ученик выполняет рекомендации, т.е. подход зависит от дисциплины. Мой учитель в автошколе говорил "Не бойтесь, пока они учатся. Бойтесь, когда немного научились". Очень справедливое замечание. Как только стало немного получаться, уже хочется полихачить: ехать быстрее, лететь выше. Но это не наш метод, правда? "Зажечь" можно будет позже, когда в нашем распоряжении будет прочная база. Если хочется драйва уже сейчас, можно поэкспериментировать в симуляторе. И по рукам никто не ударит, и ремонтировать вертолет не придется. Согласитесь, летный день без вертолета это уже совсем грустно, а в симуляторе всегда есть еще одна попытка, за которую не надо платить.
Следующее. По мере продвижения вперед, сложность обучения будет возрастать, и не всякий маневр можно будет дать с нуля на реальной модели. Тут симулятор будет хорошим помощником при первых попытках выполнить новую фигуру или освоить новую ориентацию. Симулятор поможет увидеть и исправить первые ошибки, позволит набить руку. При переходе на реальную модель у вас уже будет представление о том, чего ждать и куда рулить. Обратите внимание, после симулятора у вас будет лишь представление о фигуре, а не отработанный навык. Причина в том, что ощущения пилота в симуляторе и реале отличаются. В реальном полете присутствуют страх и адреналин от которых дрожат руки, ветер, из-за которого модель «дышит», яркое небо, на фоне которого вертолет часто превращается в плоский силуэт и масса других раздражителей. Поведение модели в симуляторе и реальности тоже отличается, сколько ни настраивай виртуальную модель – различия останутся. Поэтому, при переносе нового материала из симулятора на реальную модель, ведите себя так, как будто выполняете маневр в первый раз – пробуйте маневр повыше и подальше от себя, держите в голове контраварийный выход. Другими словами, будьте осторожны.
Далее. К примеру, вы уже неплохо владеете какой-либо ориентацией или умеете выполнять какую-либо фигуру, но все равно остались положения, в которых вы испытываете затруднение или элементы фигуры, в которых повторяется ошибка. Тут симулятор будет незаменимым помощником, позволит продолжать тренировки в те дни, когда у вас нет возможности выехать на летное поле. Продолжайте работать в симуляторе и в следующий раз на поле вы непременно заметите, что фигура стала получаться лучше.
Итак, симулятор позволяет:
- выплеснуть эмоции, поэкспериментировать с моделью.
- безопасно начать отрабатывать новый материал.
- продолжать тренироваться и отрабатывать технику в то время, когда реальные полеты не доступны.
- сэкономить. Cимулятор по стоимости сопоставим с ценой одного ремонта вертолет после хорошего падения, а платите вы за симулятор один раз.
Моменты, которых стоит остерегаться при использовании симулятора.
- Старайтесь избегать продолжительных занятий в симуляторе. Следуйте хорошему правилу "Мало за день - много за неделю". 30-60 минут в день вполне достаточно.
- Во время занятий на симуляторе старайтесь придерживаться намеченного плана тренировок. Бездумная болтанка в воздухе дает мало пользы. Лучше отработать то, что в реальности пока получается неважно, тогда результат ваших усилий будет наиболее заметен.
- Старайтесь не забегать далеко вперед, занимаясь с новым материалом на симуляторе. Учитывайте ваши навыки на реальной модели. Если в реале вы отрабатываете висение боками к себе, в симуляторе вполне можно уже отработать висение кабиной к себе и начинать летать круги и восьмерки. Опять же помните, что более сложные навыки основаны на простых, и лучше закрепить базу, чем плохо освоить что-то новое.
- Старайтесь не задерживаться с переносом новых навыков в реальность. Тут, разумеется, надо трезво оценивать ваши силы, но и не бояться нового сверх меры. Разделите для себя новый маневр на положения, где вы уже летали в реальности и хорошо контролируете модель и положения, где вы еще не летали, т.е. испытываете неуверенность. Начните маневр с ведения модели в зоне уверенного контроля, немного зайдите в зону неуверенности и сразу выйдете из маневра. С ростом навыка зона неуверенности будет сужаться, и вы сможете наступать на нее все больше и больше. Например, отработка полета по кругу по часовой стрелке. Проблемное положение – выход модели кабиной на пилота от положения двенадцать часов до положения шесть часов. Начните отработку с пролета половины круга от шести часов до двенадцати, затем прервите выполнение, поверните модель хвостом к себе и верните ее в исходное положение. Далее начните круг с пяти часов и доведите до часа, затем снова верните модель в исходное положение. Задержитесь на этом разрыве и добейтесь более уверенного контроля модели на краях проблемной зоны. Затем отработайте круг с разрывом от двух до четырех часов и так далее, пока круг не замкнется.
Успешных тренировок!
Саша, извини, что назвал тебя "пользователем AlexSR", но без спросу на большее не решился :)
ОтветитьУдалить:) Да ничего страшного!
ОтветитьУдалитьПо теме статьи: действительно, в самом начале "пути" новичек просит расписать ему буквально всё! "А какие у Вас кривые?.. А какой угол?.." Но, спустя небольшое время приходит собственный опыт.
Так и с тренировкой - человек ДОЛЖЕН попробовать и сим и реал, что бы понять - они нужны оба. А пропорция - "по вкусу" и исходя из задач/амбиций пилота.
Олег!
ОтветитьУдалитьПринимайте очередное "спасибо" внятные и разумные советы!
Не за что :) Буду рад, если поможет. Если будут замечания, тоже пишите.
ОтветитьУдалитьОлег, спасибо.
ОтветитьУдалитьПытаюсь потихоньку двигаться вперед в соответствии с твоими советами...
Спасибо спасибо спасибо!
ОтветитьУдалитьВсе просто познавательно и очень полезно.
С уважением Олег 1970
Статья класс ! Так и есть на самом деле !
ОтветитьУдалитьСпасибо, Олег. Вы очень помогаете своими статьями!
ОтветитьУдалитьа где можно скачать симулятор?
ОтветитьУдалитьОгромное спасибо! очень хорошо написано!!!!
ОтветитьУдалитьСпасибо вам. Доступно и понятно написано. Учусь по вашим урокам.
ОтветитьУдалитьОгромное СПАСИБО! Трудно переоченить этот материал! Очень помогает в освоении управления вертолетом. Очень жду продолжения!
ОтветитьУдалитьС Уважением, Алексей.
Спасибо нужные знания и правильная последовательность
ОтветитьУдалитьглавное слово -Спасибо за материал ! а так ту много сказано = каждому свое. Но главное - что симулятор помогает сохранить бюджет ЛЮБОГО ! в той или иной степени. необходимо только систематизировать ! каждому по своему !
ОтветитьУдалить