В прошлый раз мы остановились на трех базовых ориентациях - хвостом , левым и правым боком к пилоту. Сегодня начнем осваивать ориентацию "кабиной к пилоту".
Прежде чем перейти к новой теме я предлагаю опробовать полученные навыки на практике. За основу возьмем маневры из вертолетных соревнований для новичков, которые проводят в Англии и США. Программа соревнований разработана с учетом возможностей начинающих пилотов, фигуры поделены на классы и первый класс в основном состоит из маневров хвостом к пилоту и простой аэробатики. Второй класс содержит элементы движения боком к пилоту и более сложную аэробатику. Третий класс включает множество пируэтов, в том числе с висением кабиной к пилоту. Я предлагаю попробовать выполнить некоторые фигуры первого и второго классов. Если вы хорошо освоили предыдущий материал, то с ориентацией, при выполнении этих фигур, у вас не должно быть особых сложностей.
Подробние о правилах и фигурах можно почитать на сайте http://www.modelaircraft.org. Прямая ссылка на правила соревнований класса AMA: http://www.modelaircraft.org/.../rchelicopter.pdf
Во время выполнения фигур следите, чтобы перемещения были как можно более прямолинейные, а паузы с явной фиксацией модели в одной точке. Не торопитесь, главное – полный контроль над моделью, а не скорость выполнения.
Признаться, поначалу вид собственного вертолета, висящего ко мне кабиной, вызвал смятение на грани паралича - все не так, управление спутано, вид вертолета непривычен, а руки, как назло, словно прилипли к стикам и упорно дают неправильные команда. От этого показалось, что вертолет в тот момент совершенно не слушался управления. Но, если взглянуть на вещи без эмоций, то становится понятно, что, во-первых, нужна адекватная методика тренировок, во-вторых, висение кабиной к пилоту для модели нисколько не сложнее, она остается такой же стабильной, как и при висении хвостом или боками к пилоту. С налетом новое положение станет более привычным, а стало быть, остается лишь запастись терпением и последовательно осваивать новую ориентацию.
Второй вариант: "над землей" подойдет тем, кто пока плохо управляет вертолетом на высоте. Придется начать с начала, установить на вертолет тренировочные шасси и отрабатывать упражнение на малой высоте, как если бы вы заново учились висеть хвостом к себе. В случае возникновения сложностей вы сможете развернуть модель хвостом к себе или быстро посадить ее и начать упражнение еще раз.
В обоих вариантах исходное положение - висение хвостом к себе. В первом случае на высоте около 10 метров, во втором случае над землей примерно на высоте полуметра или ниже. Проверьте, что модель не имеет явной тенденции к дрейфу, по необходимости скорректируйте дрейф триммером. Что бы настроиться, сделайте несколько поворотов в положение боком к пилоту. Поверните вертолет последовательно левым, затем правым боком к себе, что бы исключить "однорукость". Далее, опять из положения хвостом к себе, начните пируэт, но в этот раз не останавливайте вращение, а дайте модели сделать полный оборот. Остановите вращение, когда модель окажется к вам хвостом. Теперь можно скорректировать положение , если модель наклонилась или начала дрейфовать. Пока не пробуйте делать корректирующие движения стиком во время вращения. Если перед упражнением вы сделали настройку триммера, а во время вращения не двигали правый стик, то за один оборот модель не успеет значительно сместиться или наклониться. Пируэт при этом должен быть достаточно быстрым, 2-3 секунд на 1 оборот будет достаточно. Повторите это упражнение несколько раз, периодически меняя направление вращения.
Прежде чем двинуться дальше, сделайте перерыв, повторите пройденный ранее материал, выполните фигуры, которые уже хорошо у вас получаются. Затем снова возвращайтесь к тренировке.
Постепенно увеличивайте паузу в положении кабиной к себе и доведите ее до одной минуты. Не спешите, на это может уйти не один летный день, поэтому не торопите события и не забывайте повторять пройденный материал, возвращайтесь к предыдущим упражнениям и фигурам. Повторение так же поможет избежать проблем с привыканием к определенному положению.
2. В положении кабиной к себе легко запутаться с командами руля. Что бы освоить и этот навык, можно выполнить серию коротких поворотов на угол 5-10 градусов влево-вправо из положения кабиной к себе. После каждого поворота верните вертолет в исходное положение, на мгновение задержите его и выполните следующий короткий поворот. Убедитесь, что не путаетесь в командах, и вертолет каждый раз поворачивается в том направлении, которое вы задумали.
Тема висения кабиной к себе является весьма ответственной, поэтому сегодня так много теории. Но ваши усилия того стоят. Освоив базовые ориентации, вы сможете смело перейти к освоению фигур аэробатики. Чем мы и мы займемся в следующий раз.
Продолжение: Летная школа, Часть 4. Начальная аэробатика - полет кабиной веред.
Прежде чем перейти к новой теме я предлагаю опробовать полученные навыки на практике. За основу возьмем маневры из вертолетных соревнований для новичков, которые проводят в Англии и США. Программа соревнований разработана с учетом возможностей начинающих пилотов, фигуры поделены на классы и первый класс в основном состоит из маневров хвостом к пилоту и простой аэробатики. Второй класс содержит элементы движения боком к пилоту и более сложную аэробатику. Третий класс включает множество пируэтов, в том числе с висением кабиной к пилоту. Я предлагаю попробовать выполнить некоторые фигуры первого и второго классов. Если вы хорошо освоили предыдущий материал, то с ориентацией, при выполнении этих фигур, у вас не должно быть особых сложностей.
Подробние о правилах и фигурах можно почитать на сайте http://www.modelaircraft.org. Прямая ссылка на правила соревнований класса AMA: http://www.modelaircraft.org/.../rchelicopter.pdf
Фигура 1. Вертикальный прямоугольник с постоянным курсом.
Модель располагается в центре площадки 10 на 10 метров хвостом к пилоту. Модель взлетает на высоту, при которой лыжи будут на уровне глаз пилота и делает паузу (здесь и далее пауза длится 2 секунды). Далее, поддерживая постоянное направление, высоту и скорость, модель двигается боком влево или вправо на расстояние 5 метров до границы площадки. Пауза. Модель поднимается вертикально вверх на 2 метра. Пауза. Модель перемещается боком в противоположную сторону на расстояние 10 метров до противоположной границы площадки. Пауза. Модель опускается вниз на 2 метра. Пауза. Модель двигается боком к центру площадки. Пауза над центром площадки. Посадка.
Фигура 2. Вертикальный перевернутый треугольник.
Модель располагается в центре площадки 10 на 10 метров хвостом к пилоту. Модель взлетает на высоту, при которой лыжи будут на уровне глаз пилота, делает паузу. Модель поднимается по наклонной линии на 2 метра, двигаясь влево или вправо на 5 метров до границы площадки. Пауза. Модель делает поворот на 90 градусов носом к центру площадки. Пауза. Модель двигается с постоянной высотой, курсом и скоростью на расстояние 10 метров до противоположной стороны площадки. Пауза. Модель делает поворот на 90 градусов кабиной от пилота. Пауза. Модель спускается по наклонной на 2 метра вниз, одновременно двигаясь боком к центру площадки. Пауза над центром площадки. Посадка.
Фигура 3. Вертикальный прямоугольник с пируэтом на 90 градусов.
Модель располагается в центре площадки 10 на 10 метров хвостом к пилоту. Модель взлетает на высоту, при которой лыжи будут на уровне глаз пилота. Пауза. Модель поворачивается на 90 градусов влево или вправо. Пауза. Модель двигается кабиной вперед на 5 метров до границы площадки. Пауза. Модель поворачивается на 90 градусов в положение кабиной от пилота. Пауза. Модель поднимается вверх на 2 метра. Пауза. Модель поворачивается на 90 градусов носом к центру площадки. Пауза. Модель двигается кабиной вперед через всю площадку до противоположной границы. Пауза. Модель поворачивается на 90 градусов кабиной от пилота. Пауза. Модель опускается вниз на 2 метра. Пауза. Модель делает поворот кабиной к центру площадки. Пауза. Модель двигается к центру площадки. Пауза над центром площадки. Модель делает поворот на 90 градусов кабиной от пилота. Пауза. Посадка.Во время выполнения фигур следите, чтобы перемещения были как можно более прямолинейные, а паузы с явной фиксацией модели в одной точке. Не торопитесь, главное – полный контроль над моделью, а не скорость выполнения.
Ориентация кабиной к себе.
Отлично, мы размялись и повторили пройденный материал. Изученные ориентации очень помогут при освоении новой темы.Признаться, поначалу вид собственного вертолета, висящего ко мне кабиной, вызвал смятение на грани паралича - все не так, управление спутано, вид вертолета непривычен, а руки, как назло, словно прилипли к стикам и упорно дают неправильные команда. От этого показалось, что вертолет в тот момент совершенно не слушался управления. Но, если взглянуть на вещи без эмоций, то становится понятно, что, во-первых, нужна адекватная методика тренировок, во-вторых, висение кабиной к пилоту для модели нисколько не сложнее, она остается такой же стабильной, как и при висении хвостом или боками к пилоту. С налетом новое положение станет более привычным, а стало быть, остается лишь запастись терпением и последовательно осваивать новую ориентацию.
Подходы к тренировкам.
Первый вариант: "отработка на высоте". В этом случае надо поднять модель повыше и отвести подальше от себя, так, что бы вам удобно было смотреть на вертолет. Угол взгляда на модель при этом примерно 30-45 градусов к горизонту. Например, можно поднять модель на 10м и отвести от себя на 15м. Если вы уверенно держите модель на таком удалении и можете спокойно повернуть ее боком к себе, то этот вариант будет наилучшим. В случае возникновения сложностей с ориентацией нужно будет быстро повернуть вертолет хвостом к себе и подровнять его положение.Второй вариант: "над землей" подойдет тем, кто пока плохо управляет вертолетом на высоте. Придется начать с начала, установить на вертолет тренировочные шасси и отрабатывать упражнение на малой высоте, как если бы вы заново учились висеть хвостом к себе. В случае возникновения сложностей вы сможете развернуть модель хвостом к себе или быстро посадить ее и начать упражнение еще раз.
В обоих вариантах исходное положение - висение хвостом к себе. В первом случае на высоте около 10 метров, во втором случае над землей примерно на высоте полуметра или ниже. Проверьте, что модель не имеет явной тенденции к дрейфу, по необходимости скорректируйте дрейф триммером. Что бы настроиться, сделайте несколько поворотов в положение боком к пилоту. Поверните вертолет последовательно левым, затем правым боком к себе, что бы исключить "однорукость". Далее, опять из положения хвостом к себе, начните пируэт, но в этот раз не останавливайте вращение, а дайте модели сделать полный оборот. Остановите вращение, когда модель окажется к вам хвостом. Теперь можно скорректировать положение , если модель наклонилась или начала дрейфовать. Пока не пробуйте делать корректирующие движения стиком во время вращения. Если перед упражнением вы сделали настройку триммера, а во время вращения не двигали правый стик, то за один оборот модель не успеет значительно сместиться или наклониться. Пируэт при этом должен быть достаточно быстрым, 2-3 секунд на 1 оборот будет достаточно. Повторите это упражнение несколько раз, периодически меняя направление вращения.
Прежде чем двинуться дальше, сделайте перерыв, повторите пройденный ранее материал, выполните фигуры, которые уже хорошо у вас получаются. Затем снова возвращайтесь к тренировке.
Пируэт с паузой.
Исходное положение – висение хвостом к себе. Начните разворот на 360 градусов, но на этот раз задержите модель в положении кабиной к себе на 1 секунду. После секундной паузы возобновите вращение и остановите модель в положении хвостом к себе. Помните про аварийный выход, если чувствуете, что теряете модель – немедленно выполните разворот в положение хвостом к себе. Постепенно увеличивайте паузу и начните немного корректировать модель во время висения кабиной к себе. В этой ориентации все управление, за исключением руля, инвертировано. Тут хорошо работает мнемоническое правило – к примеру, если модель наклоняется влево, то вам надо дать команду стиком влево и наоборот, если наклоняется вправо, то и стиком надо рулить вправо, аналогично и с направлением вперед-назад: двигать стик надо в сторону движения модели. Представьте себе, что вы подставляете подпорку под ту сторону, в которую наклоняется вертолет. Наклоняется влево – подпорку слева, наклоняется вправо – и подпорку справа. В процессе тренировок мнемонические правила перейдут в мышечную память, и о них можно будет не думать.Метод прощупывания почвы.
Первое время, при висении кабиной к себе, старайтесь делать небольшие по амплитуде и короткие по времени корректировки стиками. При таких движениях модель не будет сильно отклоняться от текущего положения и будет несложно исправиться, если ошибетесь.Постепенно увеличивайте паузу в положении кабиной к себе и доведите ее до одной минуты. Не спешите, на это может уйти не один летный день, поэтому не торопите события и не забывайте повторять пройденный материал, возвращайтесь к предыдущим упражнениям и фигурам. Повторение так же поможет избежать проблем с привыканием к определенному положению.
Дополнительные упражнения.
1. После того, как вы достаточно хорошо освоили висение кабиной к себе, очень желательно отдельно отработать положение висения под углом 45 градусов к пилоту. В этом случае кабина вертолета направлена не строго на пилота, а повернута на 45 градусов влево или вправо, т.е. вертолет находится между положением "кабиной к пилоту" и "боком к пилоту". Проверьте, что вы можете удерживать вертолет в этом положении в течение 1-2 минут.2. В положении кабиной к себе легко запутаться с командами руля. Что бы освоить и этот навык, можно выполнить серию коротких поворотов на угол 5-10 градусов влево-вправо из положения кабиной к себе. После каждого поворота верните вертолет в исходное положение, на мгновение задержите его и выполните следующий короткий поворот. Убедитесь, что не путаетесь в командах, и вертолет каждый раз поворачивается в том направлении, которое вы задумали.
Закрепление материала.
- Медленный пируэт на месте. Маневр позволить выявить проблемные положения, если такие остались. Суть очень поста: выполнить полный пируэт на месте за 15-20 секунд. Вращение будет достаточно медленным, придется постоянно корректировать положение модели. Проверьте, что во всех положениях вы делаете правильные корректировки. Если в каком-либо из положений вы испытываете неуверенность, задержитесь и повисите в этом месте. Выполняйте пируэты поочередно в одну и другую сторону.
- Пируэт с отскоком позволит закрепить навык управления рулем. Выполняйте пируэт на месте и в произвольные моменты времени останавливайте вращение, делайте короткую паузу и меняйте направление вращения. Выбирайте для остановки разные положения, в том числе кабиной и боками к себе.
- Пируэт в стороне от пилота. Аналогично предыдущим пируэтам, но выполняются в стороне слева или справа от пилота, что несколько увеличивает сложность управления моделью. Отведите вертолет в сторону примерно на 15-20 метров и выполняйте пируэт на месте. Упражнение тренирует восприятие модели на удалении.
Тема висения кабиной к себе является весьма ответственной, поэтому сегодня так много теории. Но ваши усилия того стоят. Освоив базовые ориентации, вы сможете смело перейти к освоению фигур аэробатики. Чем мы и мы займемся в следующий раз.
Продолжение: Летная школа, Часть 4. Начальная аэробатика - полет кабиной веред.
Немного подправил текст в начале.
ОтветитьУдалитьБольшое спасибо
ОтветитьУдалитьфигура 1
ОтветитьУдалитьфигура 3
фигура 3
Спасибо, поправил.
УдалитьЭто просто кошмар начинающего пилота. В диапазоне 270 градусов удерживаю CP-модель на месте, но чуть ближе канопой к себе и всё, теряю контроль. Уже даже жалко стало бить безфлайбарный вертолет, достал старый добрый v911 и учусь на нем..... у него больше шансов выжить.
ОтветитьУдалитьМне кажется что пируэт на данном этапе слишком сложен. Сначала надо постепенно из положения боком к себе очень медленно пытаться повернуться кабиной к себе понемногу. Если чего пошло не так то сразу поворачиваем хвостом к пилоту.
ОтветитьУдалить