В поисках идеала продолжаем испытывать различные лопасти. На этот раз в примерочной вертолет Align Trex500 и три комплекта лопастей: CY Radix 430, BBT Maniac 427 и Rotortech 430.
Конфигурация вертолета:
- Кит: 500ESP (привод ХР: вал)
- Мотор: Scorpion 3026-1210@14T
- Регулятор: Castle Creations ICE 75
- Аккумуляторы: 2x2150 Rhino 4S, 30C
- Гироскоп: Align GP750, рулевая машинка Align DS520
- Обороты ротора 2700 об/мин.
Radix 430 упакованы в красивую ламинированную коробку с убедительными надписями о качестве и летных характеристиках лопастей. С краю на коробке указано: OEM by Fun-Key. Качество изготовления самих лопастей можно ставить в пример; окраска и заделка законцовки выше всяких похвал. Rotorech выпускаются на той же фабрике, что и лопасти Radix. На блистерной упаковке крупно обозначено Fun-Key, в комплекте несколько голографических наклеек, две с логотипом Rotortech и две для регулирования "бабочки". Качество изготовления лопастей идеальное. Лопасти Maniac упакованы в пузырчатую пленку, на скромной этикетке шариковой ручкой указан вес одной лопасти, а заделка законцовок на одной лопасти сделана по принципу "тщательно обработать напильником", т.е. в целом качество изготовления хорошее, но сравнивая с продукцией Fun-Key понимаешь, что компании BBT еще есть куда совершенсвоваться.
Rotortech 430
Maniac 427
Radix 430
Геометрически и по весу все лопасти практически идентичны, заметно отличается только высота профиля лопастей Maniac. Комплекты достаточно точно сбалансированы на заводе, в моем случае самостоятельная балансировка не потребовалась.
Radix:вес 64.5г., хорда 43мм, высота профиля: 5.6мм. Профиль имеет легкий S-образный спуск. От верхней точки профиль сначала спускается вниз и затем выравнивается и подходит к задней кромке более горизонтально.
Rotortech:
вес 65г, хорда 42мм. высота профиля: 5.6мм Профиль имеет заметный S-образный спуск.
Maniac:
вес 64г, хорду 43мм и высоту профиля: 7.2мм. Профиль с плоским спуском: от верхней точки до задней кромки профиль спускается по прямой.
По длине от крепежного отверстия до кончика лопасти, Maniac ровно на 3мм короче остальных лопастей. Впрочем, по наступающей кромке длина Radix и Maniac совпадает до миллиметра.
На фото показн прямой профиль лопастей Maniac и легкий S-образный профиль лопастей Radix.
Интересно посмотреть на поперечный центр тяжести лопастей. Если у Rotortech и Radix картина одинаковая, то Maniac сильно отличается от остальных. На примере Radix и Maniac покажем, как это выглядит. По одной лопасти от каждого комплекта были одеты на длинный винт, закрепленный в тисках, и свободно свисали вниз. На тот же винт была закреплена нить отвеса. Расстояние от крепежного отверстия до наступающей кромки совпало у обоих комплектов.
Radix на переднем плане, Maniac на заднем.
Теперь посмотрим на свободные концы лопастей. Здесь картина совсем другая! Если Radix висят строго вертикально вниз и расстояние от нити отвеса до наступающей кромки одинаковое по всей длине лопасти, то Maniac сильно выдвинулись наступающей кромкой вперед.
Radix на переднем плане, Maniac на заднем.
По продольному центру тяжести получается, что Radix и Rotortech - нейтральные лопасти. Maniac, напротив, имеют сильно смещенный назад центр тяжести, их наступающая кромка при вращении идет впереди цапфы, эффект самостабилизации у них намного ниже, в потоке воздуха они буквально вырываются при малейшем отклонении по шагам.
Полетные испытания:
Забегая вперед скажу, что Radix и Rotortech по полету очень похожи, настолько, что даже нет смысла расписывать их отличия, поскольку их просто нет. Maniac заметно отличается от первой пары они несколько увеличили скорость по циклику, более резкие и очень отзывчивые на шаги. На Maniac тик-таки выполняются играючи. Вертолет с ними точный. Radix и Rotorech более спокойнее по циклику, хотя скорость переворотов достаточная и не вызывает каких-либо нареканий. По ощущениям - Radix и Rotortech несколько тяжелее выполняют частые тик-таки. В остальном очень похожи на Маньяки. Вертолет стабилен и предсказуем.
Во время полетов были проведены замеры энергопотребления. В течение полета выполнялись 4 подъема с места на максимальных шагах в течение 3 сек., тик-таки и пролеты. По результатам выяснилось, что Maniac в пиках потребляют на 15-20% больше энергии.
Несколько цифр(заметры проводились для двух комплектов при 2500об/мин): Maniac: макс мощность: 1780Вт, средний ток на висении: 14А, средний ток в начале подъема с места: 65А. Radix 430: макс. мощность: 1500Вт, Средний ток на висении 13.5А, средний ток в начале подъема с места: 48А.
Выводы:
По полетным ощущениям Maniac намного интереснее. Вертолет очень отзывчивый, выполнять перевороты и тик-таки на них гораздо интереснее, лопасти явно делались с упором на агрессивный 3D пилотаж. Radix и Rotortech произвели впечатление более сбалансированных, качественных лопастей, но нельзя сказать, что у них есть какой-то яркий характер. Лопасти стабильные, надежные, подходят для всех стилей полета.
С другой стороны, "легкость" вертолета при полете на лопастях Maniac оборачивается большим энергопотреблением. Maniac, за счет смещенного центра тяжести, способны изгибаться и увеличивать угол атаки, что и приводит к повышению отбираемой мощности. Maniac так же имеют более высокий профиль, что увеличивает сопротивление вращению, но высокий профиль лучше сопротивляется срыву потока на больших углах атаки. Поскольку комплекты очень разные, думаю, хорошо бы иметь в своем арсенале Maniac и одну пару Radix или Rotortech. Maniac ставить когда надо показать, на что способен ваш вертолет, а остальные использовать на тренировках, чтобы вертолет не был таким экстремальным.
Комментариев нет:
Отправить комментарий