6 февраля 2010 г.

Тратим деньги разумно

колько это стоит", - часто слышат пилоты радиоуправляемых вертолетов. И ответ чаще всего: "Это дорого". И те, кто уже окунулся в мир вертолетного хобби, знают что слово "дорого" достаточно точно описывает ситуацию. Модели вертолетов и относящееся к ним оборудование недешевы и вполне возможно потратить несколько тысяч долларов на один единственный вертолет. Но, не стоит паниковать, если вы только собираетесь войти в это хобби, есть возможность сократить ваши расходы и, тем не менее, полностью наслаждаться вертолетами.

"Это мои деньги, не говорите мне как их тратить!"

Не сомневаюсь, что кто-то, увидев эту статью, подумает именно так. Идея этой статьи не в том что бы указать вам что стоит, а что не стоит покупать. Идея в том, что бы помочь тем, чьи финансовые возможности ограничены, наиболее толково потратить с трудом заработанные деньги. Но даже людям с неограниченным бюджетом было бы полезно знать, как лучше потратить деньги (даю наводку: знаю я одного классного автора, который не отказался бы от новой игрушки).

Идея разумной траты в том, что бы приложить ваши немалые расходы к тем вещам, которые дадут наибольшую отдачу. Есть вещи, которые будут отрабатывать в течение долгого времени, есть те, что послужат вам несколько месяцев, а есть откровенные "украшательства". Знание того, где надо потратить больше, а где умерить расходы, поможет вам быстрее прогрессировать в хобби и сэкономить деньги в долгосрочной перспективе.

Планируйте ваш бюджет в зависимости от того, сколько денег вы можете потратить на хобби. Придерживайтесь бюджета, иначе вы можете потерять контроль над расходами.

Что даст наибольшую отдачу и на что стоит потратить побольше.

Есть вещи, которые начинают приносить пользу сразу после покупки. Ниже список некоторых из них.

  1. Хороший симулятор позволит практиковать ориентацию и привыкнуть к движению стиками без риска уронить недешевую модель. Если уроки на симуляторе уберегли вас от одного-двух падений, считайте, что он себя уже окупил.
  2. С самого начала приобретите пристойный вертолет. Во времена, когда я был новичком в хобби, стандартной начальной моделью считался нитро-вертолет 30-ого класса. Но скоро я обнаружил, что молодой пилот быстро доходит до состояния когда ему просто таки необходима мощность модели 50 класса. А это влечет за собой замену мотора, глушителя, лопастей и модернизацию самой тушки. Более разумно с самого начала приобрести набор вертолета 50 класса. Сегодня у нас имеется отличный выбор электро-вертолетов 450-ого класса и многие пилоты начинаю с этих компактных машинок. Если вы начинаете с 450 размера, убедитесь что вы выбрали известную модель, запчасти на которую легко доступны. Не стоит по началу гнаться за самой дорогой моделью, но учтите, что обычно вы получаете то, за что платите.
  3. Купите аппаратуру, которая дает немного больше чем вам нужно. Вы будете использовать ее со всеми вашими моделями, с теми что у вас уже есть и с теми, что еще будут. Начните с хорошей 7-и канальной аппаратуры. Даже несмотря на то, что многие пилоты прекрасно обходятся шестиканалками, в будущем они ограничивают себя в использовании говернера или других устройств. Подумайте, каковы ваши долгосрочные планы в хобби. Если вы планируете однажды построить копийную модель, то и семи каналов может оказаться мало и лучше сразу взять 8-и или 9-и канальную модель. На рынке много хороших 7и-10и канальных моделей по разумной цене, которые смогут все что вам когда либо может понадобиться от аппаратуры. Помните, покупать дешевое часто означает покупать дважды.
  4. Остерегайтесь слишком дешевых сервоприводов, гироскопов, моторов и регуляторов. Возможно, по началу вас отпугнет цена хорошего гироскопа и комплекта сервоприводов, но вы непременно оцените уверенный контроль и точность которые дает хорошая электроника. Другой плюс, если вы когда-нибудь решите поменять модель, то скорее всего сможете просто переставить электронику на новую.
  5. Купите хорошие инструменты и сопутствующее оборудование. Как и радиоаппаратура, ваши инструменты останутся с вами после того как вы перерастете вашу первую модель. Возьмите хороший набор шестигранников, отверток, инструмент для снятия тяг, измеритель угла лопастей и т.д. Владельцам нитро-вертолетов лучше сразу приобрести хороший стартер, подкал и помпу. Инструменты достойны того что бы потратить на них столько денег, сколько вы можете себе позволить.
  6. Хорошее зарядное устройство жизненно необходимо для поддержания аккумуляторов в хорошей форме, особенно силовых, которые используются в электро-вертолетах. Не берите зарядное, которое подходит вам лишь в данный момент, подумайте о ваших будущих потребностях. Выберите модель, которая имеет балансир, у которой может быть обновлена прошивка и которая способна заряжать минимум 6-ти элементные LiPo аккумуляторы. Возможно, по началу это покажется излишним, но, с другой стороны, вы не ограничиваете себя в дальнейшем.
  7. Последнее и возможно самое главное - не забудьте про топливо и аккумуляторы. Владельцам нитро-вертолетов хорошо бы приберечь деньги на топливо, что бы иметь возможность летать столько, сколько возможно. Старая мудрость гласит примерно следующее: "Что бы учиться быстрее, надо жечь больше топлива". Владельцам моделей с электроприводом нужно стараться иметь несколько аккумуляторов, что бы продолжать летать пока один из них заряжается.

На что не стоит тратить много.

Как есть вещи на которые стоит потратить больше, так есть вещи, расходы на которые лучше ограничить, что бы иметь возможность купить более полезные вещи.

  1. Излишние украшательства. "Украшительства" - термин, который описывает детали, влияющие исключительно на внешний вид и мало улучшающие летные характеристики. Люди любят украшать свои вертолеты - в самом деле, кому понравится, что на поле их модель похожа чью-то еще? Посему немного украшательств не повредит. Но взгляните на вещи шире, если ваша модель предназначена для тренировок, не стоит навешивать на нее дорогие алюминиевые и карбоновые детали, так как цена падения значительно возрастет. Спросите себя: "Что мне даст этот апгрейд?". Если для вашего уровня изменения будут чисто косметические, вам скорее всего стоит оставить эту деталь в покое.
  2. Крашеные кабины. Скажу честно, как и всякому, мне нравятся окрашенные под заказ кабины, и признаться, у меня есть пара таких. Но если вы регулярно падаете, такая кабина добавит $100-$300 (aarc: скорее $50-$100) к каждому ремонту и ваши расходы на хобби быстро пойдут вверх. На рынке есть много компаний, которые предлагают отличные наклейки для многих популярных вертолетов за смешные деньги по сравнению с крашеными кабинами. Подумайте об этом в плане расходов на топливо, сколько канистр вы можете купить за те же деньги? (aarc: Не так уж они и дешевы. Комплект наклеек на amainhobbies для Trex600 стоит около $35)
  3. Лопасти. Несмотря на распространенное мнение, не всем нужны карбоновые лопасти. И, хотя сейчас все труднее найти стеклопластиковые лопасти, для пилотов начального и среднего уровня хорошая пара таких лопастей отлично подойдет. И конечно, такие лопасти несколько дешевле. Но если вы хотите пользоваться исключительно карбоном, посмотрите на б/у лопасти, мне удавалось покупать подержанные лопасти у людей, которые решили перепробовать их все.(aarc: Тут надо быть очень аккуратным и перед покупкой внимательно проверить лопасти на предмет сколов и трещин. По началу вполне можно пользоваться деревянными лопастями). Еще раз, оценивайте ваши потребности в соответствии с вашими возможностями.
  4. Желание иметь все самое новое и лучшее - многие из нас болеют этим. Похоже, каждый раз как выходит новая модель вертолета, новый сервопривод, гироскоп или мотор, каждый немедленно хочет получить их себе. Но если ваша модель вас полностью устраивает - используйте ее. У такого подхода есть несколько положительных моментов: вам не надо будет тратить время на настройку новой модели, вы будете наблюдать со стороны как другие тестируют сырую модель и борются с ее "детскими болезнями" и последнее, у вас будет больше денег на другие вещи.
  5. Не стоит держать дома слишком много запчастей. Боюсь подумать, сколько денег я потерял за многие годы, потому что тратил сотни долларов на запчасти, которые висели дома на стене. Сама идея хранить дома запчасти хороша, ведь мы имеем к ним быстрый доступ и можем сразу начать ремонт. Но сегодня ситуация такова, что каждый может заказать и получить детали в течение двух-трех дней, часто с бесплатной доставкой(aarc: В российской действительности 2-3 дня превращаются в 2-4 недели и доставка только одной детали может выйти дороже самой детали. Вариант - покупать здесь, но мы все знаем, что накрутка у местных продавцов часто доходит до 50% и заказ детали оттуда часто намного выгоднее в финансовом плане, хотя и надо ждать). Стена дома, увешенная деталями это охапка замороженных денег, которые вы могли бы потратить на топливо и аккумуляторы. Более того, если вы однажды соберетесь продать ваш вертолет, надо будет избавиться и от этих запчастей, часто со значительной потерей денег.

Если вы сумеете ограничить ваши расходы на вещи указанные выше, то сможете потратить их на более ценные вещи, такие как топливо, аккумуляторы, членские взносы и т.п. Разумеется, для тех, кто не ограничен в средствах, эти советы могут и не пригодиться, но даже при наличии средств, если вы будете постоянно покупать и устанавливать новые детали, у вас останется меньше времени на полеты и отработку новых фигур.

Эскадрилья под контролем.

У многих из нас не так много свободного времени на полеты (нужно работать что-бы кормить наше пристрастие к вертолетам). Мы ждем, когда снова отправимся летать так же как дети ждут новый год. Как только наступают выходные, мы отправляемся на летное поле с нашей техникой. Если говорить о вертолетах - сколько их нужно что бы летать? Я часто оказывался в ситуации, когда у меня было столько вертолетов, что на выходных я больше крутил гайки чем летал. Каждому вертолету требуется регулярное обслуживание и если времени у вас немного, вы быстро потратите все ваши летные часы в заботах о вашем авиапарке. Более того, поскольку каждый вертолет летает по-своему, вы будете часто ловить себя на том, что тратите больше времени на адаптацию к новой модели, чем на освоение новой фигуры. "Тратить разумно" в том числе относится ко времени которое у нас есть. Держите то количество моделей которое вы будете успевать использовать.

Учитывая все, что было сказано выше помните, что это хобби и мы занимаемся им для удовольствия. Если удовольствие для вас это сборка нового вертолет каждую неделю - пусть так и будет. Если вы хотите собрать вертолет со всеми наворотами - отлично. Но если вы новичек в хобби, постарайтесь ограничить расходы на аксессуары и украшательства и вложить каждую свободную копейку в топливо и аккумуляторы. До встречи на поле.

Текст: Джим Иннс (Jim Innes)
Перевод: Oleg
* Статья опубликована в журнале RCHeli, #30 за декабрь 2008 года. Перевод и размещение выполнены с молчаливого согласия издательства.

3 комментария:

  1. все правильно. Но я бы посоветовал новичкам начинать с Трексов, (не с его клонов). Очень удачная модель. Невероятно прочная, запчасти на всех сайтах, включая его клонов.Первоначально необходимо ознакомиться с оригинальным качеством деталей, хорошими сервами,гироскопом.А затем имея опыт подбирать запчасти клоновые(более дешевые).Изначально все клоны имеют дефекты (люфты,гнущиеся детали,ослабленные узлы)Ну и естественно без навыков полета на симуляторе, не стоит выходить в поле.

    ОтветитьУдалить
  2. Отлично написано. Не предвзято и объективно.
    По поводу Тrex уже слушать не хочется. Надо просто покупать разумно. На хобби рынке Европы (который в сотни раз больше нашего) тот же Trex встречается гораздо реже чем у нас, и на соревнованиях парней в куртках Align не 90% от участников. Если бы было больше поставщиков, то может и Align и перепродавцы были бы менее жадными. Конкуренция. И спасибо Китаю, что появилось много клонов, и есть совсем не плохие и гораздо дешевле чем набивший оскомину трех. Может и моделизм станет массовым, и дети перестанут пить пиво и курить гашишь. Может и на форумах не будут запинывать новичков за попытку сказать что у него не Trex, толпой доказывая что с вентиляторами не место на форумах суперпилотов. Это видно по повторным обращениям. Их очень мало. Только самые зубастные осмеливаются спросить не боясь вместо конкретного ответа получить ссылку в глубь форума или ответ о вентиляторах и игрушках.
    Спасибо за объективность заграничному автору.

    ОтветитьУдалить