28 августа 2010 г.

Летная школа. Часть 5. Петля и бочка.

Двигаясь от простых фигур к более сложным, добрались до мертвой петли и бочки. Эти фигуры как рубеж, отделяющий пилота, летающего в горизонте, от аса аэробатики! :) Красиво выполненные петля и бочка хорошо смотрятся и непременно привлекут благодарных зрителей.

Подготовка к петле и бочке.
Вам понадобится полноценный режим Idle Up для выполнения петли и бочки. Для однозначного управления кривую общего шага желательно сделать симметричной относительно нуля (например: -10...0...+10). Если вы используете несимметричную кривую шага в Idle Up (например: -2...+4...+10), то все равно сможете выполнить эти маневры, хотя и с некоторыми оговорками. При любой кривой нужно будет научиться четко ставить стик в положение нулевого шага при выполнении маневров. На мой взгляд, при симметричной кривой сделать это проще.

Для однозначного управления важно постоянство оборотов ротора. Убедитесь, что для электромодели кривая газа в Idle имеет вид горизонтальной прямой или галки. Варианты 80%-80%-80%, 90%-80%-90%  или аналогичные этим, отлично подойдут. Разумеется, если вы используете гувернер, настраивайте кривые по инструкции к гувернеру.

Для бочки желательно, чтобы модель имела среднюю или высокую скорость переворота по элеронам (около 2 сек на переворот или быстрее). Многие современные модели, предназначенные для 3D, легко справятся с этой задачей.

Прежде чем перейти к фигурам, нужно убедиться, что вы хорошо умеете делать быстрые пролеты перед собой в обе стороны. Затем проверьте, что вы хорошо освоили разворот на горке. По сути, горка это уже половина петли - половина ее подъема и половина спуска, - поэтому отработанная горка будет большим плюсом в освоении петли. Для освоения петли и бочки необходимо научиться добавлять небольшой отрицательный шаг (около 2-5 градусов) во время движения модели в инверте. Стоит заметить, что чем выше скорость и крупнее модель, тем меньший отрицательный угол нужен для поддержания модели в инвертной фазе. Для маленьких моделей может понадобиться отрицательный шаг в 5-7 градусов.

Петля.
Есть два способа выполнения петли: классический и растянутый. В первом случае заход на петлю делается в большей степени за счет инерции модели, а размер петли зависит от начальной скорости. Во втором случае модель затягивается вверх за счет тяги ротора. Размер растянутой петли ограничен только мощностью модели, а не начальной скоростью. Мне всегда было проще делать растянутые петли. Они получаются ровными, и их размер легче контролировать.
Классическая петля.
Для выполнения петли потребуется разгон. Разгоняйтесь против ветра, так модели будет легче набирать высоту при подъеме, поскольку ветер будет поддувать ротор снизу. Вход на петлю держите на высоте примерно 10м-15м, чтобы на выходе из петли иметь запас по высоте.

Выполнять маневр будем по часовой стрелке. Сначала расскажу, как летать полную петлю. Обратите внимание, что полная петля выполняется перед пилотом, симметрично относительно осевой линии, т.е. правая часть петли справа от пилота, левая слева, точка начала захода на петлю прямо перед пилотом. Саму петлю представим нанесенной на циферблат часов, чтобы было проще адресовать конкретные фазы фигуры. С 6 часов начинается фаза подъема вверх в первой четверти круга. В этот момент надо плавно добавить элеватор на себя и немного прибавить шагов, чтобы модель по дуге вышла на подъем вертикально вверх к 9-ти часам. Эта фаза аналогична заходу на разворот на горке. Для более растянутой петли нужно добавить больше положительных шагов, задержать их примерно до 10:30-11:30 и следить за положением корпуса модели, чтобы нос был направлен немного наружу петли. После чего шаги надо начать плавно убирать в ноль. В верхней точке нужно добавить немного отрицательных шагов. Обычно -2...-4 градуса бывает достаточно. Продолжаем удерживать элеватор на себя, и модель плавно заходит на спуск. Убавляем отрицательный шаг. К 1:30 отрицательные шаги нужно убрать в ноль и дать модели свободно скользить вниз по дуге. После 3-ех часов плавно прибавляем положительный шаг, чтобы вывести модель на ровный горизонтальный полет.
Растянутая петля
Выглядит немного перегружено? С ростом навыков эти действия станут более привычными. Самое сложное в первый раз: заставить себя перевернуть модель через непривычное инвертное положение. На самом деле, фаза инвертного полета очень короткая. Модель быстро проходит верхнюю точку и оказывается в более привычном положении спуска с горки, где вы уже сможете ее корректировать. Чтобы привыкнуть к перевороту через инвертное  положение предлагаю  два способа.
Первый способ: сделать совсем маленькую петлю, диаметром около 1-2 метров. Фактически, это будет растянутый переворот на месте. Такой маневр удобнее делать, пропустив модель в сторону и выполнив петлю, глядя на вертолет сзади. Помните про высоту, начинайте маневр повыше. Как только начнете подъем, добавьте положительных шагов, чтобы подтолкнуть модель вверх, и сразу уберите шаги в ноль. Продолжайте удерживать элеватор на себя, пока модель будет переворачиваться обратно в нормальный полет. Освоив такой маневр, начните добавлять отрицательные шаги в верхней точке, затем начните выполнять маневр симметрично относительно пилота, чтобы не привыкать к асимметричному выполнению.

Второй способ: Зайти на горку и в верхней точке перевалить вертолет через ротор, далее выполнить обычный спуск с горки. Для простоты ориентации такой маневр лучше делать прямо перед собой, чтобы подъем был, например, чуть левее, а спуск чуть правее. Во время переворота можно держать нулевой шаг, а можно добавить немного отрицательных шагов (-2…-4 градуса) как при обычной петле. Постепенно растягивайте верхнюю фазу, чтобы перевал был больше похож на верхнюю часть петли.

Про что надо помнить при выполнении петли:
1. Во время первых попыток не корректируйте модель в верхней точке. Лучше сконцентрируйтесь на работе шагом и на спуске модели. Если же модель начала сходить с задуманной траектории, и вы теряете ориентацию, пользуйтесь аварийным выходом (в тексте ниже), не дожидаясь, пока ситуация полностью выйдет из-под контроля.

2. Держите модель повыше и подальше от себя. Вход и выход из петли держите на высоте около 10-15 метров. Это даст дополнительный запас по высоте, а удаление от пилота на 15-20 метров даст дополнительный запас пространства на случай схода модели с траектории и необходимости аварийного выхода.

3. Первые попытки желательно делать при отсутствии ветра или при ровном боковом ветре, тогда вероятность отклонения модели от траектории будет минимальна. Если ветер дует в лицо, то сносить фигуру будет прямо на пилота, а такой снос поначалу сложно корректировать.

4. Перед заходом на петлю важно держать модель по элеронам строго горизонтально. Если у модели будет наклон в сторону, то и петля получится заваленной на бок. Если петля будет завалена на пилота, это особенно опасно. 

5. Старайтесь тренировать петлю по часовой и против часовой стрелки, чтобы избежать однорукости.

6. Используйте симулятор, но не забывайте, что только реальная практика даст реальные навыки. :)

Аварийный выход.
Что может пойти не так, и что с этим делать:
1. Модель потеряла скорость и застыла в инверте в верхней точке или на подъеме. Полностью потяните элеватор на себя и дождитесь, пока модель не перевернется в горизонтальный полет.

2. Забыли убрать положительные шаги в верхней точке - модель будет очень быстро двигаться  по дуге и с ускорением приближаться к земле. Если запаса по высоте было недостаточно, модель может очень быстро оказаться у земли и, возможно, не успеет перейти в горизонтальный полет. Спасение так же в полном элеваторе на себя и убавлении положительных шагов.

3. Модель отклонилась от плоскости круга влево или вправо. Например, модель может начать двигаться на пилота или уходить от него. Причин такого поведения может быть несколько:
  • наложение каналов CCPM;
  • неверный фазинг модели;
  • боковой ветер, который сместил модель;
  • наклон вертолета по элеронам при заходе на фигуру.
В любом случае запомните, если смотреть на вертолет в инверте сзади, то работа элеронов совпадает с нормальным полетом. Отклонение стика влево будет двигать модель влево и наоборот.

4. Избегайте положения модели, когда она окажется над пилотом или за пилотом. Оба положения опасны, поскольку легко потерять ориентацию.

Бочка.
Бочка это первый маневр, качество  выполнения которого во многом зависит от синхронной работы стиком шага в зависимости от положения модели по элеронам. Опыт координации движения стиков в дальнейшем пригодится для множества фигур, где синхронная работа общим шагом и элеронами/элеватором - это ключ к успеху.

Что такое бочка для вертолета?
Уверен, все хорошо представляют себе бочку в исполнении самолета. По сути, это переворот по элеронам на 360 градусов. В случае с вертолетом суть маневра та же, только надо учесть, что в обычном состоянии ротор тянет вверх, а для бочки надо двигаться вперед. В инвертной фазе необходимо сменить тягу ротора на обратную, чтобы не впечатать модель в землю. В положении на ноже нужно убрать тягу полностью. При всем при этом важно не потерять горизонтальную скорость. Это, конечно, не все тонкости, но это описание дает понять, с чем придется иметь дело.

Описание полной бочки.
Как и для петли, для бочки потребуется разгон, но в этот раз нужен разгон по ветру. Дело в том, что во время бочки важно сохранить поступательное движение модели, и ветер будет хорошим помощником. Если же попробовать выполнить бочку против ветра, то модель сильно потеряет в скорости или даже остановится. О том, как выполнять бочку против ветра и не потерять скорость, я расскажу ниже.


Бочка


Итак, разгон взят, вертолет движется справа налево на высоте около 10-15 метров, до пилота остается около 10 метров. Перед самим маневром нужно перевести модель в горизонт и убрать управление по элеватору в ноль. Сразу после этого надо подать полные элероны в сторону. Будем делать переворот через правую сторону. После того, как модель начнет наклоняться, надо начать пропорционально и быстро убирать шаги, чтобы к положению "на ноже" шаги были полностью убраны в ноль. (Умение быстро и точно переводить стик шага в ноль очень пригодится не только для бочки, но и для многих других фигур 3D пилотажа.) Сейчас модель перешла в положении на ноже на правом боку и продолжает переворачиваться. Здесь нужно начать пропорционально добавлять отрицательный шаг. К моменту инвертного положения шаги должны быть примерно на уровне -5 градусов. Ко второму положению на ноже нужно опять убрать шаги в ноль и начать прибавлять положительные шаги при перевороте модели в нормальное положение. На деле маневр займет около 2 секунд, если использовать полное отклонение стика элеронов.

С чего начать.
Для начала я очень рекомендую освоить ролл на месте, чтобы отработать синхронное движение стиками. Ролл, это та же бочка, только без движения вперед. Проще всего делать ролл из положения "хвостом к себе". Единственное отличие от бочки  в том, что для чистого ролла нужно коротко подкинуть модель вверх перед началом переворота и так же коротко подкинуть модель вверх отрицательными шагами в инвертной фазе. В положении "на ноже" шаги должны быть в нуле, так же как и у бочки. Для ролла и бочки важно двигать стик элеронов не задевая канал элеватора, иначе модель будет делать переворот, размахивая хостом.

Затем можно перейти к отработке бочки в движении. Удобнее всего начать отработку в зоне наилучшего восприятия модели. Обычно это вид на вертолет сзади. Начните маневр с разгона, пропустите модель мимо себя, затем выполните бочку, глядя на модель сзади. Здесь важно понимать, что на данном этапе наша цель - отработать моторику, чтобы руки понимали, как и в какие моменты нужно двигать стиками. По мере освоения бочки, начинайте маневр все раньше, чтобы постепенно научиться выполнять бочку симметрично относительно пилота. Не привыкайте делать однорукую бочку сбоку от себя! Правильная бочка начинается с одной стороны от пилота, заканчивается с другой стороны от пилота, а инвертная фаза располагается прямо перед пилотом.

Если вам трудно начать делать бочку, когда модель двигается к пилоту, или бочка в этом месте получается неровная, потренируйте ролл в том месте, где вы планируете начать бочку. Это позволит привыкнуть к виду и переворотам вертолета в сложном положении.

Что может пойти не так:
  • Задевание канала элеватора при работе по элеронам - самая частая ошибка. В результате при перевороте хвост модели описывает воронку. Отработайте ролл перед собой, чтобы хвост не описывал воронку, затем перенесите то же движение руками на бочку.
  • Несинхронная работа шагом. Если не убрать вовремя положительные шаги, модель будет описывать спираль вдоль линии полета. Если подать шаги не вовремя, модель будет отклоняться от прямолинейного движения. Опять же поможет практика на роллах, когда ошибки управления хорошо заметны, а повторять ролл можно снова и снова, полируя маневр.
  • Модель остановилась в инверте. Может быть две причины: встречный ветер и задевание канала элеватора. Если перед переворотом вы удерживали элеватор от себя, то в инверте модель поднимет нос вверх и потеряет скорость. Перед началом переворота убедитесь, что вы выровняли модель в горизонт и полностью убрали управление по элеватору.
Аварийный выход.
В большинстве ситуаций, теряя модель на бочке, не делайте лишних корректирующих движений. Продолжайте удерживать стик элеронов в сторону и дождитесь переворота модели в нормаль, после чего корректируйте ее положение.

Полировка маневра или как сделать бочку более чистой.
Для более точного удержания модели по высоте пригодится навык выполнения ролла с подкидыванием модели. За мгновение до начала переворота нужно коротко добавить положительных шагов и сразу убрать их, чтобы едва заметно подтолкнуть модель вверх. Модель, как бы, окажется в состоянии невесомости, и переворот пройдет без потери высоты. Аналогично в инверте - коротко добавить отрицательных шагов, чтобы подкинуть модель вверх, и закончить переворот на одной линии. Помните, что подбрасывать модель надо совсем немного, чтобы со стороны это движение было не заметно.

Выполнение бочки с подкидывание модели.


Для того, чтобы сохранить скорость при движении против ветра, нужно в нормальной и инвертной фазе держать нос модели немного наклоненный вперед. Для этого в нормальной фазе надо слегка подать элеватор вперед, а в инвертной фазе назад. Делать эти корректировки надо точно в тот момент, когда ротор находится в горизонте, иначе модель сойдет с прямой линии.

Для более точного попадания в нулевые шаги можно отработать движение стиками дома с пультом в руках. Для этого не понадобится симулятор. Возьмите пульт как обычно, смотрите вперед, затем многократно переводите стик шага в среднее положение из произвольных точек. Проверяйте, попали вы в середину или нет, глядя на риски на стике.

Тренируйтесь! Петля с бочкой непременно станут для вас привычными фигурами. Освоив обычную петлю, можно расширить репертуар с помощью квадратных и восьмигранных петель, петель с пируэтом в верхней точке. Развитие бочки, это две бочки подряд, четырехточечная бочка с фиксациями в положении на ноже и в горизонте, а также вариации бочки при движении хвостом вперед.

Удачных тренировок!

3 комментария:

  1. Олег, спасибо большое за своевременный "урок"!
    Я сейчас, как раз, нахожусь в стадии отработки разворота на горке и один из пяти подряд у меня уже получается "почти" ровным и почти "правильным". Следующие по плану: петля и бочка, а тут как раз во время твоя "инструкция".
    Бум пробовать! О результатах доложу. ...во всяком случае, все твои предыдущие уроки действовали на меня эффективно, "как по написанному".

    ОтветитьУдалить
  2. Игорь, потом обязательно поделись своими впечатлениями от обучения! :)

    ОтветитьУдалить
  3. Олег, как и обещал, докладываю о результатах обучения:
    http://forum.rcdesign.ru/blogs/182/blog9936.html

    ОтветитьУдалить