25 ноября 2010 г.

Микровертолет Nine Eagles Solo Pro v2

Комнатные микровертолеты - это уже не игрушки, хотя и до полноценных моделей не дотягивают. Тем не менее, рынок таких моделей растет, а значит стоит присмотреться к ним повнимательнее, может эти малютки стоят своих денег и подойдут не только для развлечения гостей, но и смогут дать владельцу базовые навыки пилотажа.

Сегодня у меня в руках модель Nine Eagles Solo Pro v2. RTF комплект был куплен в известном китайском интернет-магазине примерно за 2000 рублей, что для нашего хобби сумма совсем небольшая.

Nine Eagles Solo Pro V2


Комплект
В аккуратной коробке обнаруживаем сам вертолет, пульт управления, батарейки для пульта, один аккумулятор для вертолета и часовую крестовую отвертку.

Коробка снаружи.
Коробка изнутри.
Есть и инструкция с деталировкой.

Передатчик

Частота передачи: 2.4 ГГц, что в наш век зашумленного эфира есть условие совершенно необходимое. Можно запускать вертолет в спальном районе и не бояться, что сосед помешает полету, включив р/у игрушку на 40МГц.



Как и положено радиоуправлению на 2.4ГГц, здесь есть возможность привязки модели и передатчика. Для этого необходимо во время включения передатчика удерживать нажатым левый стик, затем включить модель и дождаться, когда на экране передатчика перестанет бежать горизонтальная полоска, сигнализирующая о режиме привязки.

В руках пульт лежит немного непривычно, его надо обхватывать пальцами, а не ладонями, впрочем управлению это не мешает. Движения стиков вполне достойны, плавные и без заеданий. На привыкание к пульту и стикам времени не потребовалось, можно брать и лететь.

Передатчик интересен еще и тем, что имеет возможность менять моду только за счет разворота антенны на 180 градусов, после чего получается, что пульт держишь вверх ногами, но поскольку корпус пульта симметричен, то хват от этого не меняется. Операция по смене моды не займет более 1 минуты.

На этом таланты передатчика не заканчиваются. На задней стороне есть отсек для подзарядки вертолетного аккумулятора от батареек пульта. Во время зарядки пульт надо держать включенным, что, на мой взгляд, является спорным решением, так как, очевидно, при этом будет работать радиомодуль, и батарейки пульта будут разряжаться быстрее.

При нажатии на правый стик включается режим увеличенных расходов передатчика. Этот режим делает модель более резкой и чувствительной к управлению и предназначен для полетов на улице. Переключение сопровождается звуковым сигналом и индикацией на экране.

Конструкция модели

Модель обладает уникальным ротором, который защищен патентом. Конструкция ротора напоминает некую разновидность системы Белла: привод на лопасти от тарелки и от флайбара, вместо лопаток флайбар имеет только грузы. Это наделяет модель, на мой взгляд, уникальной для классического вертолета способностью самостоятельно стабилизироваться в воздухе.

Механика ротора.
Полет модели очень напоминает поведение соосного вертолета, т.е. вертолет не продолжает двигаться, если бросить стики, а останавливается, и занимает горизонтальное положение. Так же интересно, что флайбар расположен по отношению к лопастям не под 90 градусов, как у обычной классической модели и не под 45 градусов, как у соосных моделей, а примерно под 30 градусов. При этом автомат перекоса повернут на 45 градусов относительно продольной оси, как это обычно делают в соосных моделях. Как при этом решается вопрос с фазингом, для меня осталось загадкой.

Вся электроника расположена на единственной плате, на которой размещены: приемник, гироскоп, регуляторы моторов и сервоприводы с червячным механизмом перемещения ползунка (качалкой это назвать вряд ли можно, поскольку она именно ползает вдоль вала с резьбой).

Плата спереди. Внизу по бокам моторчики сервоприводов.
Плата снизу. Моторы сервоприводов крутят две шестеренки, размещенные внизу платы.
На валу шестеренки сделана резьба, по которой двигается ползунок сервопривода.
На хвосте расположен миниатюрный моторчик с насаженным непосредственно на вал хвостовым пропеллером.



Интересно, что основной вал вертолета сделан из карбона. Замечательная идея, так как такой вал может быть только в двух состояниях: либо он целый и прямой, либо сломан. Промежуточных значений нет (разве только расщепится), а значит, такой вал переживет большую часть крашей, оставаясь таким же ровным и готовым к полету, как и после покупки.



Переходим к самому интересному: как же эта малютка летает.

Подключение.
Сначала включаем передатчик, затем модель. Как и на прочих моделях с гироскопом, после установки аккумулятора, необходимо поставить модель и дождаться окончания инициализации гироскопа. После чего на плате загорается синий светодиод. Вертолет готов к полету!

Взлет.
Во время отрыва вертолет очень сильно сносит влево. Снос вызван тягой хвостового ротора, и его приходится парировать значительным отклонением элеронов вправо. После отрыва  эффект сноса резко уменьшается вплоть до полного отсутствия дрейфа на висении. Снос влево на взлете характерен для моделей классической схемы, но на маленьких моделях снос заметен особенно сильно.

Висение.
Пожалуй, это та дисциплина, которая дается вертолету лучше всего. Он действительно висит сам, как соосник, особенно, если не мешать вертолету подруливаниями. На импульсные подруливания вертолет реагирует резко, с раскачкой, и сразу после прекращения воздействия стремится занять горизонтальное положение и не двигаться. Если же работать стиками плавно, то и вертолет реагирует без раскачки.

К сожалению, гироскоп не дает расслабиться, хвост все время дрейфует. Сначала в одну сторону, а по мере разряда дрейф меняется на обратный. Не скажу, что это сильно мешает, но хотелось бы большего.

Полет вперед.
Здесь опять подойдет аналогия с соосником - вертолет летит вперед пока удерживается стик элеватора, при этом вертолет имеет достаточно ограниченную возможность наклона. Если попытаться накренить вертолет сильнее и дать больше газа, то вместо ожидаемого роста скорости вертолет начинает подниматься вверх. Впрочем, в среднем темпе все очень пристойно, круги кабиной и хвостом вперед и воронки даются вполне легко, главное не дергать стиками и все делать плавно. Стоит отметить, что хвост адекватно работает только в разгруженную сторону, т.е. при левом пируэте. Как результат, все фигуры проще выполнять именно с пируэтом против часовой стрелки.

Работа хвоста.
Если не обращать внимания на дрейф, то стоит заметить, что хвостовой гироскоп неплохо справляется со своей работой: пируэты тормозит вполне уверенно, с едва заметным отбоем.  На управление реагирует быстро и, кажется, совсем без задержки. Можно даже выполнять крак на хвосте, правда моторчик при этом издает прерывистые звуки из комариного репертуара.

Пилотаж.
У вертолета замечена ярко выраженная несимметричность управления. Влево летит шустро, вправо вяло. Вероятно, двигаться влево помогает хвостовой ротор. При штатном размещении аккумулятора вертолет имеет сильную переднюю балансировку, от этого он охотнее летит вперед, чем назад. Сняв кабину, мне удалось получить нейтральную балансировку, и модель стала гораздо ровнее вести себя в воздухе. Явно просится возможность сдвинуть аккумулятор назад, но такой возможности штатно не предусмотрено.

Полеты хвостом вперед получаются достаточно спокойно, особенно учитывая то, что вертолет не может развить большую скорость. Ведение вертолета в воронке получается неплохо, как носом, так и кабиной в центр. А что еще можно делать с этой крохой я даже не знаю. Теоретически на фиксированном шаге можно выполнить низкий разворот на горке, но учитывая то, что этому вертолету мешает тяжелый флайбар без лопаток, ни развить достаточную скорость, ни поднять нос вверх модель толком не может, да и негде это делать в квартире.

Время полета от одного аккумулятора составило около 6 минут.

Аксессуары.
Одновременно с вертолетом было приобретено родное зарядное устройство для  аккумуляторов. Это незатейливая коробочка с двумя слотами для аккумуляторов, которые могут заряжаться независимо друг от друга. Коробочка имеет индикатор внешнего питания и пару светодиодов, которые гаснут после окончания заряда аккумуляторов.


Плюсы:
2.4ГГц.
Отменная способность висеть на месте.
Достаточно хорошо противостоит падениям.
Возможность летать дома в любую погоду и в любое время суток.
Дешевые аккумуляторы (неродные по $1).

Минусы:
Сложность при взлете.
Несимметричное управление.
Дрейф хвоста.
Малый ресурс моторов.

Выводы.
За свои деньги вещь, несомненно, любопытная. Разумеется, рассчитан такой вертолет на новичков, а если попытаться слетать что-то ровное (ту же восьмерку), то и опытным пилотам придется попотеть. Несомненным плюсом является способность модели противостоять падениям и ударам о предметы интерьера. После примерно 50-ти полетов, не все из которых заканчивались мягкой посадкой, модель внешне нисколько не изменилась и выглядит, как только что из коробки. За эти же 50 полетов скончался хвостовой моторчик. Запасной моторчик продается только в сборе с балкой и вертикальным стабилизатором. Тем не менее, возможность в снег и дождь отрабатывать моторику на начальном этапе обучения - вещь несомненно полезная, и поэтому такие модели найдут своих покупателей. А если такое применение не впечатляет, то что мешает устроить дома конкурсы для друзей вертолетчиков типа посадки на спичечный коробок или пролет под табуреткой?

До встречи на полях!

6 комментариев:

  1. Александр 1-й

    Ну и скажу я вам кроме "этапа первоначального обучения", очень неплохая игрушка для долгих зимних вечеров ;) зимой в среднем 1, а то и 2 аккума в день я на этом бджоле отлетываю. Все веселее, чем в симе джойстики топтать ;)

    ОтветитьУдалить
  2. По поводу уникальности ротора. У Walkera есть модель с подобным ротором. http://www.walkera.com/en1/particular.jsp?pn=Z2CB100

    ОтветитьУдалить
  3. Взял такой, токо V1 - чёрный с красной кабиной. Всё бы хорошо, но летать против даже малейшего ветра (2-3 м/с) не удаётся. :(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. переключи вертолет на уличный режим, нажатие левого джойстика вниз...

      Удалить
    2. правого

      Удалить