31 мая 2012 г.

Мой MSH Protos

Ура-ура! У меня в вертопарке пополнение. Наконец-то и обзавелся Протосом. Кажется, уже все, кто хотел, на нем полетали, проапгрейдили, стречнули, выросли из него, продали и двинулись дальше, а я только-только прикоснулся к этой жемчужине настоящего итальянского дизайна. Ниже небольшая история появления у меня этой модели.


Вот он, стоит на полочке, весь собранный, поблескивает неродной кабиной, привлекает внимание к чудной трансмиссии и просится на весы: “Посмотрите, какой я весь легкий!” Радует. Вы спросите, почему кабина нештатная, так я отвечу - купил Протоса с рук. Представляете, в первый раз в жизни купил б/у вертолет. В магазине 12 тысяч и ждать месяц, а тут всего за 8, да еще и ворох апгрейдов на нем и даже несколько капотов. “Отличное предложение”, подумал я и быстренько забрал модель у прежнего владельца. Вместе с моделью мне достался гироскоп Спартан, хвостовая машинка JR 8900G, и лопасти Torsion Energy! Ох уж эти Торсионы, ни как они меня не отпускают.


MSH Protos
Что ж, поскольку модель бывшего употребления, то к ней необходимо относиться как к полуфабрикату, поэтому начинаю все тщательно проверять и первым делом решаю снять голову, чтобы проверить все ее сочленения. Откручиваю винт крепления шестерни и винт в нижней части основного вала, дергаю голову вверх - не идет. Проверяю крепление - все снято. Дергаю сильнее, еще сильнее, уже практически становлюсь на лыжи ногами, чтобы дернуть со всей силы. Рывок, и основной вал выскакивает из тушки. Уф :) Или вал приклеился к подшипниками, или кто-то сильно перекосил раму при сборке вертолета.

По механике головы, кстати, никаких претензий - все затянуто, качается свободно и мягко. Немного смущают нештатные проставки под шарики на внешнем кольце тарелки, поэтому на решил заказать штатные шарики на случай, если решу убрать проставки.

Проставки под шарики на внешнем кольце АП
Чтобы проверить подшипники в цапфах, снимаю с них линки и, поворачивая цапфы, прислушиваясь к возможным хрустам, но ничего такого не нахожу. Демпферы на ощупь слишком податливые, возможно потребуют замены в ближайшее время. На всякий случай снимаю и выравниваю длину всех линков в голове. Все равно надо будет настраивать бабочку,  так уж лучше начинать с равной длины.

Механика головы Протоса. Алайн недавно перешел на такую же.
Дальше становится интереснее: ремень оказался сильно изношенным, и на нем не хватало с десяток зубов. Хорошо, ремень требует замены. Главная шестерня в порядке, подшипники на основном валу тоже. Обгонка на моторе работает мягко, и сам мотор, при вращении от руки, тоже выглядит вполне работоспособным. Шасси и рама крепко собраны, винты сидят надежно. Кстати, очень понравились латунные (или что это за светло-желтый металл?) вставки в пластиковые детали рамы, в которые вкручиваются винты. Штатные резиновые кольца для крепления регулятора оказались порваны, поэтому их тоже надо поменять.

Перехожу к хвосту. Держатели хвостовой сервы на балке - нештатные. Со слов предыдущего владельца - это, аж, Микрохели! Отлично, проверяю... проверяю... а держатели не зажимаются до конца и, при определенном усилии, проворачиваются на балке. Похоже они идут на замену вслед за ремнем.  Бывает... Кстати, штатные пластиковые держатели подходят для крепления сервомашинок от микро до стандарта, крепко сидят на балке и, вообще, пластик у MSH отменного качества.
Держатели хвостового сервопривода. Слева - родной, справа - апгрейд.
Хвостовой редуктор тоже нештатный. Очень похож на апгрейды с infinity-hobby. Алюминий с плавными обводами и карбон - выглядит дорого и стильно. Проверяю люфт качалки шага хвостового ротора и обнаруживаю приличный люфт. При внимательном рассмотрении оказалось, что посадочные места подшипников в модной алюминиевой качалке шире чем надо и подшипники там просто болтаются.

Рычаг шага ХР. Подшипники болтаются в посадочных местах.
В мусор такую качалку. Беру штатную пластиковую (которую заботливо передал мне предыдущий хозяин), ставлю в нее подшипники, которые садятся с легким натягом, прикручиваю и люфта как не бывало. Ура, сделан еще один маленький шаг к победе. Подшипники на валу хвостового ротора оказались в идеальном состоянии, чего не скажешь о подшипниках в цапфах. Они оказались побиты. Не беда, поменяем.

Цапфы ХР и их побитые подшипники.

Итого, после осмотра составляю список для покупки.

Ремень (Belt)1
Резинки крепления батареи и регуля (Battery and ESC oring set)1
ХР (Tail rotor)1
Шарики комплект (Ball M2x2,8)1
Держатель хвостовой сервы (Tail servo holder)1

Выручили ребята из Хеликрафта, Александр Рок на следующий день привез мои деталюшки за что ему больше спасибо! С учетом доставки заказ вышел в 2181 р. Протос б/у стал на 25% дороже. Кстати, шарики для тарелки можно было и не брать.

Начинаю сборку...

Собрал новый хвостовой ротор, который после переборки стал работать заметно легче, поскольку подшипники в цапфах более не сопротивлялись движению. Натянул на балку держатели хвостовой сервы, протолкнул новый ремень, примеряю хвост на вертолет и... почему балка торчит немного вверх? Это, конечно, хорошо, когда хвостовой ротор не цепляет землю, но угол, под которым балка торчала из тушки, выглядел несколько неестественно. Дело было уже вечером, и всякое могло почудиться в сумерках, поэтому обратно разбираю хвост, чтобы снять балку. Как оказалось, не зря. Балка была кривая! :-)

Саша Рок выручил еще раз, а я на этот раз лишился всего одной тысячи рублей. :) Тем временем модель подорожала уже на 3000 рублей.

Работа закипела, штатные детальки весело прикручивались к модели, электроника стала пристраиваться на свои места.

Тут самое время рассказать про комплектацию:

  • Мотор штатный MSH 26-10
  • Регулятор Align RCE-BL60G по кривым
  • Сервоприводы на перекосе JR 3717HV @6v
  • Сервопривод на хвосте Savox SH-1290 MG @6v
  • Гироскоп Spartan Quark
  • Основные лопасти - Rotortech 430
  • Хвостовые лопасти штатные.
Стоит заметить, что проводка укладывается на Протосе великолепно. Практически полностью исключены длинные прокладки проводов. Исключение лишь регулятор и элеваторный сервопривод, но и от них аккуратно проложить провода - не проблема. Электроника и остальная проводка аккуратно устроились в задней части вертолета, включая гироскоп и приемник, которые разместились на корпусе блока крепления балки. Силовые компоненты в передней части, слаботочные в задней части. Красота. Реально порадовался.

Большая часть электроники и проводки разместилась на блоке крепления балки и под ним. 

Размещение электроники. Вид слева.

Вид снизу.
При настройке основного ротора в который раз наступил на грабли среднего положения качалок. :) Сначала подобрал и установил качалки на сервоприводы в среднем положении, подровнял сабтриммером, а затем перешел к настройке реверсов в аппаратуре, чтобы машинки отрабатывали в правильном направлении. Если на канале был использован subtrim, то при переключении реверса менялось и среднее положение машинок (Это на аппаратуре JR DSX9). Середина тут же ушла и качалки встали враскоряку. Уф, снял машинки с вертолета и перенастроил среднее положение качалок еще раз. Дополнительное время, потраченное на настройку дома, в дальнейшем обернется более ровным полетом и экономией времени на полетную подстройку.

Дальше работа пошла лучше. Среднее положение рычагов основного ротора не потребовало изменения, все было подобрано ровно и аккуратно, на один оборот линка подрегулировал ноль на лопастях и проверил углы по общему и циклическому шагу. Получилось 13 градусов общего и 8 циклического. Хорошие углы для начала. :) Настройка головы на этом была закончена, и я перешел к хвосту.

С предкомпенсацией или без? Я давно ответил для себя на этот вопрос (может и неправильно, но однозначно) - при качалке на сервоприводе в среднем положении, ставлю слайдер на валу хвостового ротора так же в среднее положение и, если при этом есть угол предкомпенсации на хвостовом роторе, то так тому и быть, а если нет, то нет. Лимиты настроены, реверс проверен. Похоже, настройка вертолета закончена.

Среднее положение слайдера ХР. На лопастях есть небольшой угол атаки в сторону компенсации момента основного ротора.
Ставлю на весы: 1720 грамм с легким паком Нанотек 35С 6S 2650мАч, с паком Нанотек 25С 6S 3300мАч - 1780г. Вполне приемлемо, учитывая, что мой Трекс 500 весит 1950г c регулятором CC ICE 75SB и паками 8S 2150мАч.

Можно заняться тонкой настройкой модели в передатчике. Ставлю экспоненту 10% на циклик и руль, кривые газа в виде параболы: в среднем положении стика газа  для IDLE 1 75%, IDLE2: 85%. в крайних положениях значение газа +15% от среднего значения. Чувствительность гироскопа для начала 50%. Сразу настраиваю миксы циклик -> газ и руль -> газ на +10% и +5% соответственно.
Кривая газа.
Миксеры Циклик->Газ и Руль->Газ

В небо!

Первый полет, как водится, выполняется без лопастей. Даю ротору раскрутиться до рабочих оборотов и проверяю работу по циклику - флайбар быстро меняет свое положение вслед за движениями стика циклика. Затем устанавливаю хвостовые лопасти и аккуратно проверяю реверс гироскопа. Тут все в порядке, можно прикручивать основные лопасти и проверять бабочку. Устойчиво ставлю модель на землю, раскручиваю в нормале при нуле шагов, и с расстояния 5 метров смотрю на диск ротора сбоку - есть мелкая бабочка. Помечаю одну лопасть и укорачиваю на ее стороне линк от тарелки к верхнему миксеру на 1 оборот. Повезло! На этом регулировка бабочки оказалась закончена - она ушла полностью. Теперь хорошо бы еще раз проверить углы на лопастях, обычно после регулировки бабочки углы немного (примерно на 1 градус) уходят.

Пора в воздух. На всякий случай без кабины. Модель поднялась легко и обычно, потребовала пару кликов триммером по элеватору и отправилась на облет территории. Идет ровно, не заваливается. Хвост на воронке немного потряхивает, сажаю и уменьшаю чувствительность гироскопа. Опять взлет, уже немного нагружаю ротор, смотрю на поведение хвоста - вроде все в порядке. Затем пара вертикальных подъемов ротором вверх и ротором вниз показывают, что модель ровно набирает высоту, отклоняясь от вертикали только на высоте около 20-30 метров, где ее сдувает ветер. Такие подъемы показывают, насколько ровно ходит тарелка и я решаю, что такой точности более чем достаточно для флайбарной 500-ки.

На следующем паке решаю, что неплохо бы проверить обороты ротора. По калькулятору я ожидал увидеть обороты около 2700-2800. Для проверки использую обычный тахометр с фотодатчиком, который просто ставлю на землю, вертолет сверху и с 5 метров крупные цифры оборотов отлично читаются на экране тахометра. А IDLE1 - 2600 об/мин, в IDLE2 - 2800 об/мин на свежем паке. Пожалуй, IDLE 2 и буду использовать, поскольку на 2800 об/мин моделька летит весьма и весьма задорно. :)

После нескольких полетов миксеры циклик-газ поднял до 13%, а руль-газ до 10%, так обороты на нагрузке держатся вполне точно и проседают только, если намеренно загрузить силовую. А загрузить силовую совсем не сложно, поскольку сейчас на модели стоит штатный мотор (400Вт-800Вт) и видавшие виды паки Turnigy NanoTech 2650 35С (около 90 циклов). В перспективе планирую перевод модели на 8S.

Что еще заметил по полету: флипы на месте модель выполняет практически идеально, никакой подстройки фазинга не потребовалось. На шаги около нуля модель реагирует неожиданно вяло. Трекс 500 с Microbeast и теми же лопастями подхватывает по шагам более уверенно. Возможно, на Тирексе Микробист вносит свои коррективы в работу по общему шагу. Немного увеличил Swash mix по шагу и циклику и модель стала более отзывчивой, хотя и не идеал. Эх, сюда бы старые добрые лопасти Maniac с их великолепным подхватом по шагам, но те давно уже зарыты в землю.

После 5-7 полетов немного подтянул ремень, так как на реверсах он издавал недовольный звук наползания на шкивы. После подтяжки звук стал намного слабее и в целом работу ремня можно признать отличной. Никаких намеков на проскальзывание. На смене направления вращения  хвоста присутствует небольшая заминка, характерная для ремня. Впрочем, это придирки, и летать это не мешает.

Вернувшись домой,тщательно проверил модель. Все винты на своих местах, ремень в порядке и вообще пройдя по модели остался доволен конструкцией и тем, как она держит полетную нагрузку. А как модель будет работать дальше, покажет время. Очень хочу попробовать Протоса на восьми банках.

На сегодня все. До встречи на полях.

2 комментария: