18 июля 2012 г.

3D Masters 2012 в тезисах

Завершился 3D Masters 2012. В прошлый раз я посетил 3D Masters в 2010 году, с тех пор многое изменилось и в технике и в полетах. Сами соревнования были прекрасно освещены во всевозможных профильных СМИ, поэтому не буду утомлять читателей еще одним описанием и лишь кратко пройдусь по наиболее примечательным, на мой взгляд, моментам. Особо хочется отметить, что в этом году в соревнованиях участвовал наш пилот Алексей Нездайминов и в группе экспертов занял четвертое место!!! Отличный результат для дебюта. Леша, еще раз поздравляю! Ты молодец!!!

Участники соревнований на большом построении

Про то, как летают:

  • На фристайле стали летать рискованно. Очень низкий полет. Многие побились. Раньше такого риска не было, старались летать аккуратнее. 
  • Масса новых маневров, адекватно описать которые пока не получается, надо смотреть видео и пытаться понять, что же происходило в небе. :) Многие маневры вызывали непроизвольное “Ах...уедь”. 
  • Маневры, которые 2 года назад казались сложными, теперь отработаны и пилоты начинают придумывать новые вариации, разбавляя привычные маневры дополнительными движениями. 
  • Вообще в полетах стало много дополнительных движений, дергают всем, чем можно, кто хвостом, кто шагом, кто цикликом. Это не крак, а именно дополнительные движения во время выполнения маневра или во время переходов. 
  • С появлением фигур типа Koob и Time machine, многие пилоты включают в свои полеты элементы c пируэтами и тик-таками лыжами к себе. 
  • После появления режима Bail out в регуляторах и гувернерах (быстрая раскрутка мотора из режима Hold), многие развлекаются остановкой ротора и последующей раскруткой. Но если раньше это делали на высоте, то теперь чаще в 3-5 метрах над землей, а то и ниже, затем быстро раскручивают ротор мотором, выхватывая вертолет буквально у самой земли. 
  • В прошлом году Куртис показал, как шкрябать лопастями по асфальту, и в этом году шрябанье стало практически обязательным элементом у пилотов. Наиболее смелые шкрябают во время авторотации в инверте и еще успевают шагами подкинуть вертолет, перевернуть и поставить на лыжи. 
  • Практически каждый пилот считает своим долгом завершить полет авторотацией в инверте с низким выходом полу-пилофлипом. Смотрится отлично. 

Про то, на чем летают:

  • Команда Mikado традиционно сильная. В их палатке, как обычно, была хорошая выставка моделей и доброжелательное отношение. Logo 800 выступала только в демо-полетах, не припомню спортсменов на этом вертолете.
Команда Mikado
  • Еще у Mikado был представлен ФБЛ вертолет в фюзеляже, наподобие F3C моделей. Называется Mikado Uvular. Внутри фюза спрятана Logo 600. Кивок в сторону Goblin? 
 Mikado Uvular
  • Команда GAUI была представлена очень хорошо. Отличные пилоты, много вертолетов и большая палатка. Было несколько новинок: новый капот Formula для X5, F3С фюзеляж для X7, так же были выставлены X2 и X4. Смысл фюза для X7 мне не ясен. В F3C не пускают вертолеты с FBL системами, а флайбарной модели X7 у GAUI нет. Может скоро уже случится FBL революция и в F3C?
В палатке GAUI было полным полно моделей X7
GAUI X5 с капотом Formula
GAUI X7 в F3C фюзеляже
  • Goblin был представлен во всей красе: модели 770, 700, 630 и новенький гоблиненок 500. Goblin 630 можно было сразу купить за 830 евро. Одного Гоблина изваяли в хрустале. Или это был плексиглас? 
"Хрустальный" Гоблин
Команда Goblin с вертолетами Goblin :)
  • Goblin 500 сразу сделали под лопасти 470мм и мотор типа 4020. Пора бы уже и 8S сделать стандартом для 500-ого класса.
Goblin 500
  • Большой выбор моделей предлагала таинственная компания DT. Вопрос - откуда они за такой короткий срок разработали столько моделей? Не хочется думать плохого, но при склонности китайцев копировать, подозреваю, что доноры у моделей все же были. Уж слишком много совпадений.
DT700 - напоминает Nik 7E и Compass 7HV.

Еще один DT 700. Пластиковая рама походит на раму Logo 600
  • Отлично летали вертолеты KDS Innova 700Е со своей FBL системой e-bar. Innova 700Е на вид - стречнутая шестисотка. В воздухе смотрится мелковато, и только глядя на диск ротора понимаешь, что перед тобой 700-ка. 
  • Еще из новых моделей TSA с нитро и электро 700-ками. 
  • Было довольно много вертолетов Rave Ballistic, но, похоже, летала одна и та же команда французов. Ballistic летает очень тихо - главная косозубая шестерня и винтовые конические шестеренки в хвосте работают практически бесшумно. 

Про тренды в технике: 

  • Электро-модели 700-ого класса однозначно в лидерах по визуальному восприятию в небе и по пилотажным возможностям. Высокие скорости, плотный полет и сложные авторотации. 
  • На фристайле у всех 700Е обороты очень высокие. Около 2300 об/мин. Воздух гудит, вертолеты ревут. Динамика пушечная. 
  • 600-тый размер тускнеет на фоне возросших возможностей 700Е. Нитро вертолеты 50-ого класса вообще не видел. 
  • 90-тый ДВС еще неплохо выступает на низком импульсном полете, и некоторые пилоты выбрали ДВС для фристайла, но на скоростных маневрах ДВС явно проигрывает электро-моделям. 
  • Флайбарных машин не было совсем. На демо полетах был один флайбарный Align Trex 700Е, и то объявили как раритетный экземпляр. 
  • Пытался поговорить в Mikado про Logo 700 на 14S - говорят, что и 12S хватает. Кому как… На мой взгляд, на 12S с Logo 700 нормально управлялся только Кайл Дал (Kyle Dahl), у остальных пилотов Mikado с Logo 700 были заметны затыки силовой на нагруженных маневрах. 

Про железо.

  • Scorpion показал новый регулятор на 14S. Похоже это еще пока прототип, на выставке его не было, просто лежал на столе в сторонке. По размерам не уступает Kontronik Cosmic. К сожалению, не спросил про цену и дату начала продаж.
Регулятор 14S в сравнении с регуляторами 12S на 90 и 130А
  • Еще у Scorpion появилась своя линейка аккумуляторов.
Аккумуляторы Scorpion
  • Kontronik показывал новый регулятор Cosmic 200А и новые моторы для 800-ого класса (по железу 5020 и 5025). Но это уже не новость.
  • Gens Ace наступает на Европу. Показывали много аккумуляторов. Хвалятся тем, что их C самые честные. :-) Судя по отзывам на Helifreak - примерно так оно и есть.
Много разных аккумуляторов Gens Ace
Вообще, сложилось впечатление, что романтика RC сильно поугасла, все делают деньги, и мало кто занимается RC проектами ради идеи. Пожалуй, только DT выбивается из общей массы, показывая утопичные модели. 

Организация мероприятия в этот раз была, можно сказать, идеальная. Удобный подъезд, большая парковка вблизи от летного поля, две будки с билетами на въезде (для тех, кто за деньги и для тех, кто по предоплате), палатки спонсоров напротив летного поля, ларьки с едой, обеденные столы и столики - все было на своих местах и легко доступно. Отдельно стоит отметить ведущих, которые не давали скучать ни пилотам, ни зрителям.
Вертолет летит, ведущий говорит, из колонок льется музыка.
Самый разгар соревнований. На поле полно зрителей.
Ведущие постоянно тормошили зрителей, призывая пошуметь в поддержку пилотов, называли тех, кто летит следующим, а на демо полетах отлично комментировали сам полет, обращая внимание зрителя на интересные элементы полета и попутно рассказывая про саму модель.

До встречи на полях, а может и на последующих 3D Masters! :-)

9 комментариев:

  1. Олег, спасибо за отчет.

    А что, зрителям в Венло не приходилось за полгода регистрироваться ? Непорядок....

    ОтветитьУдалить
  2. Зрители в Венло за полгода покупали билеты за 35 евро
    и не гундели, что их дискриминируют. И было их около трёх тысяч.

    А Олегу спасибо за отличный обзор!

    Игорь Куличик.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анонимный19 июля 2012 г., 11:43

      А Москве было вместо 3000 зрителей всего 3 человека. Зато порядок. :)

      Удалить
    2. Анонимный19 июля 2012 г., 14:44

      Наверное все те люди, которые покупали билеты просто приехав в Венло, были кем то введены в заблуждение.

      Maxwell

      Удалить
  3. Друзья мои, рад, что вам понравился отчет. И прошу, не ругайтесь :) У всех есть право на ошибку. В Европе организатры и участники уже не одну собаку съели на проведении 3DM, поэтому у них там, вроде как, все хорошо. А у нас, вроде как, пока есть шероховатости.

    ОтветитьУдалить
  4. Анонимный19 июля 2012 г., 9:20

    Олег, спасибо!
    Пару уточнений: 500 гоблин летал (рулил Кайл Стейси), TSA (фирма Найджела Брауна, Австралия) продвигает свои верты 3-й год, "таинственная" DT 2-й год в главных спосорах 3DM и упорно демонстрирует свои поделки ;)
    ДД

    ОтветитьУдалить
  5. Дима, спасибо за замечания. Про гоблина и TSI вместо TSA ошибочки поправил :). Про TSA, имелл ввиду их новые модели 700N и 700E, которые публично засветились только весной этого года.

    ОтветитьУдалить
  6. Анонимный19 июля 2012 г., 10:59

    На 700N Рунжи летал в прошлом году.

    beatl

    ОтветитьУдалить
  7. Леха, спасбо! Буду знать. Погуглил, но не нашел, где эти модели продаются, в итоге написал в TSA. Интересно узнать, пошли эти модели в серию или нет.

    ОтветитьУдалить