4 июня 2010 г.

О безопасности полетов.

Управление радиоуправляемым вертолетом приносит радость и удовлетворение и для многих из нас это увлечение растянется на всю жизнь , а возможно вовлечет и наших детей. И, чтобы сохранить наше увлечение в будущем, нам всем надо стараться сделать каждую поездку на летное поле по возможности наиболее безопасной. И, несмотря на то, что наши вертолеты не всегда возвращаются домой целыми и невредимыми, это не значит, что пилот не способен обеспечит должную безопасность полетов.

Почему безопасность в нашем хобби так важна?

Когда вы управляете машиной, сделанной из кучи движущихся деталей, которая размахивает парой тупых ножей со скоростью 2000 оборотов в минуту, есть вероятность, что эти ножи войдут в контакт с кем-либо или чем-либо. Если вы читали онлайн форумы или просмотривали наш журнал, наверняка встречали заметки и сообщения о происшествиях с участием радиоуправляемы вертолетов. К сожалению, каждый год по меньшей мере один человек погибает в подобных происшествиях. Во все этом есть лишь один положительный момент, подобные случаи редки и большинство из них могут быть предотвращены при выполнении соответствующих мер предосторожности.

Происшествия связанные с вертолетами происходят каждый год и заканчиваются как легкими ссадинами, так и ранениями с угрозой жизни.

О безопасности в нашем хобби часто говорят именно потому, что каждый, кто по настоящему любит управление моделями вертолетов, хочет продолжать летать с минимальным количеством происшествий. В этой статье я хочу обратить внимание как новичков, так и опытных пилотов на важность почтительного отношения к моделям вертолетов, на важность безопасного управления ими.

Безопасность начинается дома.

Летный день начинается задолго до того как вы попадете на поле. Ниже вы найдете несколько идей, которые помогут помогут подготовиться к полетам и сделать их более безопасными.

  • Кому-то покажется глупым, но хороший ночной сон перед полетами сильно помогает. Как вы знаете, управление вертолетом требует быстрой реакции и острого глаза. Хорошо выспавшийся пилот сможет среагировать быстрее если вертолет выйдет из-под контроля.
  • Мой опыт подсказывает, что большая часть падений происходит из-за поломок в воздухе. При поломках всегда есть шанс, что вертолет более не будет подчинятся командам пилота. a предполетная проверка вертолета позволяет избежать подобных неприятностей.
  • Пригласите приятеля поехать с вами на поле. Если на поле с вами есть другой человек, вы можете сосредоточится на вертолете, в то время как ваш друг будет наблюдателем и сможет предупредить о возможной помехе или опасности.
  • Соберите с собой что-нибудь поесть и прихватите простенькую аптечку. Если вы планируете летать долго, еда и питье помогут вам поддержать ваши рефлексы в хорошей форме. Аптечка же пригодится в случае мелких происшествий.

Помните, что безопасность начинается задолго до того, как ваш вертолет поднимется в воздух. Заранее спланируйте ваш летный день, позаботьтесь о себе и модели и вы заметите, насколько легче пойдет дело.

Где летать?

Независимо от того, какого размера ваш вертолет, необходимо тщательно выбирать место для полетов. Вертолет 450-ого класса хоть и имеет небольшой размер, тем не менее способен быстро покрывать значительные расстояния и, если уж говорить честно, способен серьезно поранить или убить кого-нибудь. Лучшее место для полетов это, конечно, специальное поле для авиамоделей. Полеты на таких полях чаще всего застрахованы(aarc: нам остается только грустно улыбнуться), клуб имеет четкие правила, которым каждый должен следовать, а пилоту практически не приходится переживать за то, что какой-нибудь зевака, ребенок или собака бросится под лопасти вертолета. Но самое важное преимущество летного поля в том, что обычно обслуживающий персонал проводит обучение и следит за выполнением мер безопасности.

Неважно, насколько привлекательно выглядит парк или стадион, там не должно быть людей, собак и прочих помех.

К сожалению не везде имеет специальное летное поле, многим приходится искать для полетов кусок свободной земли. Прежде чем начать полет в парке или на стадионе, взвесьте все за и против. Гуляют ли здесь люди? Есть ли шанс, что ребенок или собака подбегут к месту полетов слишком близко? И последнее - достаточно ли здесь места что бы комфортно летать? Важно что бы вы оценили все возможные варианты развития событий на месте полетов и еще убедитесь, что вы легально находитесь на этой территории (aarc: это у них там частная собственность, а у нас не стоит летать на охраняемых стоянках или перелезать через забор аэродрома, несмотря на то, что там куча места для полетов).

Летная безопасность.

Существуют несложные правила, которым вы можете следовать на поле и тем самым обеспечите дополнительную безопасность полетов. Важно помнить об этих правилах перед каждым взлетом.

  • Выполняйте предполетную подготовку. Это важно! Проверка перед каждым полетом позволит убедиться, что вертолет не создаст угрозы вам и окружающим. По поводу предполетной проверки можно написать целую статью, мы же дадим краткий перечень: проверьте работу радиочасти, убедитесь что все сервоприводы правильно работают. Проверьте крепления на предмет ослабших винтов(особенно винт крепления головы к основному валу и крепление цапф к межлопастному валу). Проверьте частоту передатчика и убедитесь, что не создадите помех. Проверьте тяги и напряжение бортового питания. Составьте для себя список предполетной проверки, сделайте побольше копий, берите список с собой на поле и следуйте ему.
  • Тем, кто не использует аппаратуру 2.4ГГц необходимо сверить частоту передатчика со всеми пилотами на поле.
  • Держите ротор рукой при запуске двигателя.При запуске ДВС крепко держите ротор за цапфу. Убедитесь, что на передатчике включен нормальный полетный режим и что стик газа полностью опущен, сам передатчик в зоне доступа и что у вас есть доступ к топливной трубке на случай если надо будет экстренно заглушить двигатель. Если надо немного подбавить газа, держите лопасти крепче.
  • Держи стик! Если вам надо перенести заведенный или подключенный к питанию вертолет от места подготовки к месту запуска, удерживайте стик газа внизу и включайте режим удержания газа на аппаратуре. Если просто держать аппаратуру в руке или на шнурке, есть вероятность, что можете случайно задеть стик газа.(aarc: лучше подключать питание электровертолета непосредственно на площадке для запуска модели. Таким образом вообще не надо будет носить включенный вертолет в руке, а одеть кабину на месте старта - пара пустяков!)
  • Никогда не держите руками вертолет с вращающимися лопастями. Может это кажется неопасным, но это не так даже для микровертолетов! Никогда не держите ваш электро или нитро вертолет за балку, лыжи или другие части, когда лопасти вращаются. Можно получить травму в случае механической поломки.
  • Летайте с наблюдателем, который будет вашими глазами и ушами, и будет следить за окружающей обстановкой, в то время как вы управляете моделью.

Наблюдатель бесценен и способен значительно повысить безопасность полетов!

  • Избегайте использования стартового стола для настройки работающего вертолета. Некоторые приспособились прикручивать вертолет к столу или скамье во время настройки мотора или устранения бабочки. Это не очень хорошая идея поскольку так вы оказываетесь ближе к вертолету и можете быть ранены если опора вертолета пошатнется или упадет. Делайте подобные настройки в поле, спокойно, потратьте столько времени, сколько надо что бы сделать все правильно.
  • На поле обязательно должна быть четко выделенная полетная зона. Не важно, где вы летаете - с точки зрения безопасности должна быть линия за которой проводятся все полеты и линия должна быть на хорошем удалении от места подготовки к полетам.
  • Не подпускайте вертолет к себе ближе чем на 7-10 метров. Вы избежите большинства неприятностей следуя этому простому правилу. Когда модель удалена от вас, это дает время на коррекцию, если ситуация развивается не так как предполагалось. К тому же модель далеко и от людей находящихся в зоне подготовки к полетам.
  • Не летайте над головами людей, над машинами и т.п. Это логично даже с точки зрения здравого смысла.
  • Если вы чувствуете неуверенность при выполнении маневра, практикуйтесь повыше и подальше от себя. Дополнительное пространство между вертолетом, землей и вами даст дополнительное время на коррекцию, а также время на определение ориентации вертолета, если он отлетел далеко от вас.
  • Учитывайте окружающую обстановку. Осмотрите местность, убедитесь, что поблизости нет деревьев, проводов и других предметов, которые могут помешать полету. Если помехи есть, лучше выбрать другое место для полетов, либо запомнит где расположены эти препятствия. Обратите внимание, где находится солнце и не летайте в ту сторону, иначе вас может ослепить. Даже доли секунды ослепления достаточно что бы потерять вертолет. Учитывая это полезно носит темные очки, чтобы уменьшить вероятность ослепления. В пасмурную погоду хорошо помогут желтые очки.
  • Держите в голове контраварийный план, когда вы пробуете новый маневр или ориентацию. К примеру, если вы тренируете висение в инверте, заранее продумайте, какие движения стиками вы будете делать что бы вернуться в нормальный полет, если будете терять контроль над моделью.(aarc: можно следовать простому правилу - как входили в инверт, так и выходим из него, если перевернулись через правый бок, то и возвращаемся в нормаль тем же движением стика). Практикуйте контр-аварийный маневр, что бы он стал для вас как родной.
  • Используйте здравый смысл. Разумеется многие из приведенных выше советов помогут избежать неприятностей, однако, если однажды вы потеряете контроль над вертолетом, не паникуйте и не дергайте стиками. Сохраняйте спокойствие, используйте здравый смысл и действуйте по ситуации. И не стесняйтесь делать замечания тем, кто не уделяет должного внимания безопасности на поле. Вежливо обратите на это их внимание. Летать на вертолетах в коллективе намного прикольнее, поэтому уделите внимание и безопасности ваших друзей!

Безопасность пилота полностью зависит от него самого. Безопасный полет получится сам собой если вы уважаете окружающих и понимаете возможности вертолета. Но, в чем некоторые пилоты не отдают себе отчета, это в том, нравится им или нет, но их действия создают впечатление о нашем увлечении у окружающих. Пилот, опасно летающий перед случайным человеком может отпугнуть целую группу новичков от хобби. В современном мире радиоуправляемых вертолетов, когда экстремально близкий и низкий 3D полет становится нормой, самое время сделать шаг назад и оценить ситуацию объективно. По моему мнению не важно какой пилот, не важно насколько опытный, не должен летать близко к себе. Даже самый лучший пилот может не успеть достаточно быстро среагировать на механическое повреждение, когда вертолет пролетает в метре от него. Боюсь, что однажды произойдет серьезный несчастный случай с одним из топ пилотов во время демо полета на крупном мероприятии, который приведет к ранению человека и возможно скажется на репутации всего хобби. Маневры на расстоянии 7-10 метров от пилота так же зрелищны для зрителей как и полет в одном метре. Надеюсь, профессиональные пилоты покажут хороший пример и первыми перейдут к более безопасным полетам.

Звонок

Я всегда считал себя аккуратным пилотом. Я понимал, на что способны мои вертолеты, как быстро они могут перемещаться из точки в точку. Я думал, что в плане безопасности все делаю правильно, но в начале прошлого года я получил предупреждающий звонок.
Это случилось теплым летним днем ближе к вечеру. Тогда я забыл взять с собой воды на поле, да и спал мало прошлой ночью. Я решил поднять мой Trex 600 еще раз, прежде чем отправиться домой. Чего я не учел, так это того что уже порядком устал, моя реакция поникла и домой надо было пойти еще пару часов назад.
В середине полета я решил подняться повыше и попробовать что-нибудь новое. На долю секунды я потерял ориентацию, а поскольку не обратил внимание, насколько высоко поднялся, получилось так, что солнце стало светить мне прямо в глаза. Все последующее воспринималось как в замедленной съемке. Если честно было что-то типа помутнения сознания. К тому времени, как вертолет вышел из солнечного блика и я сообразил как он ориентирован, времени на коррекцию уже не осталось. Вертолет падал носом вниз за дорожкой у края поля. Мгновение спустя он ударился о землю совсем недалеко от того места где я стоял.
К счастью, вертолет не ударил ни меня, не других. Но даже несмотря на то, что я был осторожен, поднял вертолет повыше и отпустил подальше, я все равно создал опасную ситуацию потому что летал тогда, когда делать этого не стоило.
Я вспомнил эту историю что бы показать, что не только ваш вертолет должен быть в идеальном состоянии, но для полетов и вы сами должны быть бодры и сосредоточены. Не летайте когда сильно устали и не можете четко сфокусироваться на полете.

Заключение

На свете не так много увлечений которые бросают вызов, приносят удовлетворение и вознаграждают за старания так же как управление моделями вертолетов. Многие из нас останутся с этим увлечением на всю жизнь. Важно отдавать себе отчет в том, на что способны вертолеты и выполнять меры предосторожности, чтобы вместе продолжать заниматься нашим хобби долгие годы.

Сборка статей из журнала RCHeli, выпуски #1 и #31. Перевод и размещение выполнены с полумолчаливого согласия издательства. Текст: Джим Иннс и сотрудники RCHelimag
Перевод: Aarc

7 комментариев:

  1. После прочтения этой статьи я многое переосмыслил, действительно безопасность не просто важна, но признаюсь честно сам часто летал в людных местах, парках площадях, набережных, для выпендрежа или с целью знакомства с людьми, я не задумывался что компрометирую хобби в целом, ведь может так случится, что такое увлечение из за хулиганов, может и вовсе стать в не закона, что сделает его недоступным не только для меня но и для других людей, конечно никто из фанатов летать не прекратит, но достать модели или запчасти будет сложней, а многие ребята могут и вовсе никогда не заняться этим увлечением, сейчас я сожалею о поданном примере и постараюсь это исправить, до посещения этого сайта я и не подозревал о том что элитарность этого хобби вовсе не в деньгах потраченных на железо, а в большой ответственности и самосознании моделистов

    ОтветитьУдалить
  2. Сюда бы еще пару "хороших" фоток с последствиями не соблюдения ТБ... Жестоко конечно, но может кого то убережет.

    ОтветитьУдалить
  3. В большой авиации, если стоит выбор "Лететь или не лететь", всегда выбирают "Не лететь"!

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо, очень хорошая статъя и поучительная, буду стараться соблюдать и незабыватьэти золотые правила!

    ОтветитьУдалить
  5. Статью надо распечатывать на всех основных языках и класть в коробки к RC вертолетам

    ОтветитьУдалить
  6. Хорошая статья.

    ОтветитьУдалить
  7. Очень хорошая статья. Жаль, что прочитал ее уже после того, как кое-что познал сам.
    То, что надо летать с наблюдателем, в 10 метрах от себя и в безлюдном месте- это вроде бы здравый смысл. А вот то, что надо летать в состоянии, полном сил и энергии- это и узнал уже из опыта.
    Как-то после работы решил полетать в квартире на комнатном вертолете классической схемы, 350мм диаметр ОР, полетный вес меньше 200 граммов.
    В один из моментов ротор зацепил лопастями большой палец моей ноги, который торчал из тапок. Ну, немного больно, ладно. У вертолета сломались крошечные пластиковые тяги крепления лопастей к тарелке. А потом увидел кровь на полу. Лопасти пробили толстенную кожу на большом пальце ноги. Пришлось промывать и перебинтовывать.
    Вот и понял, что реакции уже нет в уставшем состоянии, в бодром состоянии всего этого можно было избежать, успеть среагировать.
    Поэтому сказал себе больше не летать ни на каком вертолете, если чувствую усталость.
    А потом нашел эту статью, где написано то же самое.

    ОтветитьУдалить