14 октября 2011 г.

Летная школа. Часть 10. Движение в инверте.

Тех читателей, кто добрался до полета инверте вряд ли можно назвать новичками. За спиной уже многие часы налета в реале и симуляторе и понимание того, каких усилий стоят обретенные навыки. Осталось совсем немного и освоение базовых ориентаций будет закончено. Наслаждайтесь процессом, поскольку это еще цветочки. ;-)
Осваивать полет в инверте будем проверенным способом постепенного погружения. Начнем с коротких пролетов в инверте, при взгляде на удаляющийся вертолет, после чего перейдем к движению кабиной к пилоту, затем освоим пролеты слева-направо и понемногу начнем двигаться по кругу и восьмеркой. Закончим простыми аэробатическими фигурами: разворот на горке и петля.

Для начала небольшая разминка.

Что бы проверить, насколько хорошо вы освоили висение в инверте, выполните несколько упражнений:
  1. Медленный пируэт на месте в инверте. Если при пируэте на месте теряете ориентацию в каком-либо из положений, вернитесь к теме висения в инверте и повторите упражнения. 
  2. Задачка посложнее: из висения в инверте выполнить движение влево-вправо и вперед-назад на несколько метров. При этом вертолет сохраняет курс. Возможны варианты упражнения с ориентацией вертолета кабиной, хвостом и боками к пилоту. 
  3. Еще сложнее: подъемы и спуски в инверте во всех ориентация: кабиной, боками и хвостом к пилоту. 
  4. Сложное упражнение: вертикальный подъем/спуск в инверте с пируэтом. Следите за тем, чтобы линия подъема/спуска была как можно ближе к вертикали. 
Будет достаточно, если на данном этапе вы сможете уверенно выполнить первое и второе упражнение. Остальные упражнения пока могут оказаться излишне сложными, оставьте их для дальнейшей полировки навыков.

План тренировок:

Повторите уже знакомую бочку с паузой в инверте. Пропустите вертолет мимо себя и переверните в инверт полубочкой. Отрицательным шагом удерживайте высоту полета, и добавьте немного элеватора на себя, чтобы наклонить кабину вперед и поддержать поступательное движение. На комфортном удалении переверните вертолет в нормальный полет. Для переворота в нормаль проще опять использовать полубочку. Это упражнение, во-первых, позволит настроиться на нужный баланс отрицательного шага и элеватора для сохранения движения и высоты в инвертном полете, и, во-вторых, позволит отработать экстренный выход полубочкой из инверта в нормальный полет. Если считаете, что достаточно хорошо разобрались с такой бочкой на предыдущих занятиях - смело переходите к следующему упражнению.

Начало движения в инверте. Пролеты от средней линии.

Перейдем непосредственно к полету в инверте. Первым делом освоим начало движения в инверте. Расположите вертолет на достаточном удалении и высоте боком к себе в инверте. Немного отклоните элеватор на себя для начала движения: вертолет отклонит кабину вперед и начнет двигаться. Одновременно немного добавьте отрицательных шагов, чтобы скомпенсировать снижение подъемной силы из-за наклона вертолета. Позвольте вертолету отлететь на 10-30 метров, затем коротким движение элеватора выровняйте вертолет в горизонт и переверните элеронами в нормальный полет. Вернитесь к исходному положению. Аналогично повторите упражнение, двигая вертолет от себя в противоположную сторону.

Начало движения в инверте - стик элеватора на себя.

Переходим к поворотам.

Для освоения поворотов в инверте начнем с небольших отклонений от прямолинейного движения. Берем за основу движение в инверте из предыдущего упражнения и, глядя на удаляющийся вертолет, отклоняем модель от прямолинейного курса влево-вправо. Должна получиться плавная пологая змейка.

Для выполнения поворотов действуйте следующим образом: для поворота вправо стик элеронов отклоняйте вправо, стик руля влево. Для поворота влево - наоборот стик элеронов влево, стик руля вправо. Чтобы проще запомнить, как работать стиками, думайте только о управлении элеронами, а стик руля отклоняйте в противоположную сторону. Очень просто!
Повороты при движении в инверте.

Движение к средней линии и движение по всей длине летной зоны.

Здесь понадобится умение висеть в инверте в стороне от себя. Если возникают трудности с удержанием вертолета на удалении - задержитесь немного и отработайте висение в этой точке. При этом отработайте висение всеми сторонами, особенно кабиной к себе. Убедитесь, что из положения на удалении кабиной к себе в инверте вы можете двинуть вертолет влево-вправо и вперед-назад без особых замешательств.

Подготовились? Теперь самое время начать движение вперед. Вертолет располагается на удалении 15-30 метров сбоку от вас. Как и в самом начале этой темы, отклоните элеватор на себя для начала движение кабиной вперед. Если чувствуете затруднение, переведите вертолет в нормальный полет и начните движение от исходной точки еще раз. Примерно за 5 метров до средней линии верните вертолет в нормальный полет и повторите упражнение. С каждым новым заходом подводите вертолет ближе и ближе к средней линии. 

Растяните пролет в инверте во всю ширину зоны полетов.
По мере освоения движения кабиной к себе сделайте пролет вдоль всей полетной зоны. Особое внимание уделите прохождению вертолета в средней зоне, так как в момент смены ориентации с "кабиной к себе" на "хвостом к себе" возможно затруднение с ориентацией, лучше постарайтесь перед подходом вертолета к средней линии выровнять его в горизонт и провести перед собой без подруливания. Сохраняя инвертное положение, остановите модель, добавив немного элеватора от себя, и разверните вертолет на 180 градусов для пролета в обратную сторону.

Освоившись с простыми пролетами, начните во время движения немного отклонять вертолет влево-вправо движениями стиков, которые было описано ранее.

Аварийный выход.

Во всех случаях потери ориентации сначала переверните вертолет в нормальный полет и затем уже корректируйте его положение. Для переворота в нормальный полет проще использовать то же движение стиком, которое используете для переворота в инверт (предполагается, что читатель использует полубочку для переворота в инверт). В случае, если вертолет находится слишком низко, сначала наберите высоту с помощью отрицательного шага, затем переворачивать модель.

Движение по кругу.

Базовые элементы для освоения движения по кругу освоены. Теперь объединим полученные навыки и научимся движению по кругу в инверте. Будем использовать метод освоения кругового движения по секторам. Начните с пролета в инверте, например, слева направо. Когда вертолет будет проходить среднюю линию, постепенно отклоняйте модель вглубь поля, чтобы получилась дуга от шести до трех часов. (помните? Элеватор в сторону поворота, руль в противоположную сторону.) На следующем заходе продолжите дугу от 3 до 12 часов, затем крайне аккуратно протяните дугу до девяти часов. Будьте внимательны при выходе модели кабиной на пилота. В этот момент особенно легко потерять ориентацию, поэтому при первых признаках неуверенности переворачивайте модель в нормальный полет. Лучше сделать еще одну попытку, чем остаться без полетов. ;)

Замкните круг и переходите к полировке фигуры. Снова и снова заходите на круг - с каждым разом будет получаться лучше и лучше! Не забудьте аналогично отработать круг в другую сторону.

Заключение.

Эти упражнения (как, впрочем, и остальные) выглядят несколько занудными, и зрители обычно не выдерживают до конца полета, но без подобной "зубрежки" будет сложно освоить базовые навыки в должной степени. Многократные повторения упражнений позволят в последствии летать ровнее и точнее и выглядеть ваш полет будет более профессионально. Можно немного разнообразить упражнения, если делать небольшие перерывы во время полета: выполнить одну-две отработанные фигуры или просто полетать и опять вернуться к работе. В следующий раз перейдем к простой аэробатке в инверте.

7 комментариев:

  1. Может, стоит где то добавить, что в инверте Ц.Т. оказывается над ротором, что делает вертолет более "нервным" по реакции на стики?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анонимный16 июня 2013 г., 13:18

      наоборот в инверте отсутствуют завихрения от корпуса вертолета и он становиться более четким в управлении, когда привыкаешь к управлению - висеть в инверте легче чем в нормале!
      Огромное спасибо автору!!!

      Удалить
  2. Олег, простите, а на летную школу вы "забили"? Я так понимаю, следующих уроков уже 2 года не было, хоть и были обещаны. Продолжение будет? Очень бы хотелось, учился летать именно по вашей "Летной школе".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Последнее время очень мало летаю, потому и на статьи вдохновения не хватает. Надеюсь, что дальше будет лучше.

      Удалить
    2. Понятно, ну желаю вам появления времени и желания на полеты и на статьи! Еще раз спасибо, за то что УЖЕ есть, и удачи в делах!!!

      Удалить
    3. Олегу низкий поклон! Отличная подборка! Очень хочется продолжения!

      Удалить
  3. Олег,очень жду продолжения летной школы.Если нет времени для набора текста - может быть хоть голосом наговорите ?

    ОтветитьУдалить