11 февраля 2011 г.

Летная школа. Часть 9. Ориентация в инверте.

Теперь, когда перевороты на месте стали для вас обычным делом (см. предыдущее занятие), можно смело приступать к отработке ориентации в инверте. Разумеется, начнем с простого - с висения. Необходимо будет отработать висение всеми четыремя боками к пилоту и пируэт на месте. Как обычно, сначала будем переходить в инверт на короткое время, а с ростом мастерства будем увеличивать продолжительность пребывания в инверте.
Сначала давайте разберем направление работы органов управления в инверте:
  • Шаг меняется на обратный; 
  • Руль меняется на обратный; 
  • Элеватор меняется на обратный; 
  • Элероны сохраняют направление действия. 
Направление работы управления по элеронам и элеватору.
Направление работы управления по шагу и рулю.
Единственный канал управления который не меняет направления по сравнению с нормальным полетом, это элероны, поэтому первые попытки управления моделью в инверте несколько проще начинать с висения в инверте с положения «хвостом к пилоту»,  когда элероны сохраняют направление работы. В этом положении движение модели влево-вправо будет соответствовать отклонению стика элеронов влево-вправо. К направлению работы остальных органов управления необходимо будет привыкнуть.

Сейчас самое время воспользоваться помощью симулятора и поиграться с инвертом: определить свои первые ошибки, добиться определенного уровня уверенности управления и затем начать аккуратно переносить навык на реальную модель. Более подробно о использовании симулятора читайте в статье: используем симулятор по назначению.

Теперь перейдем непосредственно к отработке ориентации в инверте.

Висение хвостом к себе. 
Поднимите вертолет на достаточную высоту и удаление и остановите в положении хвостом к себе. Сделайте пробный ролл на месте. Теперь сделайте еще один, но остановите модель в инверте на 1-2 секунды и сразу продолжите переворот в нормальное положение. Во время фиксации модели в инверте необходимо стик элеронов перевести в среднее положение, а стик шага в отрицательную зону примерно на уровне -4...-5 градусов.
Переворот в инверт.
На данный момент задача — привыкнуть к виду модели в инверте. Пока можно не пытаться подруливать модель, спустя одну-две секунды просто продолжите переворот и переведите модель в нормальный полет. Повторяйте упражнение и начинайте постепенно увеличивать время висения, одновременно пробуйте немного управлять моделью короткими толчками стиком элеронов/элеватора (метод «прощупывания почвы»). Начните с управления по элеронам, отклоните стик влево - модель пойдет влево, отклоните стик вправо - модель пойдет вправо. Затем перейдите к управлению по элеватору: стик элеватора на себя - модель двигается от пилота, стик от себя, модель двигается на пилота. Если ошиблись с управлением — не беда, при коротких толчках модель не отклонится далеко и просто скорректируйте управление, отклонив стик в противоположную сторону. Следите за тем, чтобы не задерживать модель в инверте надолго - не торопитесь сразу провести весь полет в инверте, и всегда будьте готовы перевести модель из инверта в нормальный полет! Как это ни смешно, но одно из моих давнишних падений было вызвано тем, что я увлекся висением в инверте и ни как не мог сообразить, как же перевернуть модель обратно. Пока думал, модель уже пикировала вниз на большой скорости.

Работа шагом.
Когда вы уже достаточно уверенно сможете удерживать вертолет в одной точке с помощью элеронов/элеватора, а время висения в инверте достигнет одной-двух минут, самое время перейти к более активной работе шагом. Добавляя отрицательные шаги поднимите вертолет вверх на 1-2 метра, выдержите паузу и поднимите модель вверх еще на 1-2 метра. Теперь начните спускать модель ступенями по 1-2 метра. Во время подъема-спуска следите, что бы модель не отклонялась от вертикальной линии.
Тренировка работы шагом в инверте. Поднять на 1-2 метра, опустить на 1-2 метра. 
Висение боками к пилоту. 
Для освоения остались еще три положения в инверте: боками и кабиной к пилоту. Начнем с положения боками в пилоту. Из положения в инверте хвостом к себе начните поворачивать вертолет рулем влево-вправо.

Обратите внимание, что направление работы руля инвертировано! Если отклонять стик руля влево, то модель будет поворачиваться кабиной вправо и наоборот! Поначалу может показаться, что в инверте проще управлять моделью по хвосту, поскольку направление движения хвоста будет совпадать с движением стика руля, но не поддавайтесь этому соблазну! Гораздо проще сохранить чувство ориентации, если внимание не будет прыгать с кабины на хвост и обратно.

Продолжайте упражнение. Сначала поверните модель на 15-45 градусов в одну и другую сторону, чтобы освоиться с работой рулем, а затем, по мере освоения поворачивайте модель на 90 градусов. Опять же, при первых попытках поворачивайте вертолет ненадолго и сразу возвращайте в положение хвостом к себе. По мере роста уверенности задерживайте вертолет боком к себе на большее время. Также доведите время уверенного висения сначала одним боком, затем другим до 1-2 минут и переходите к висению кабиной к себе.

Висение кабиной к пилоту. 
Методика освоения положения кабиной к себе аналогично тому, как это описывалось для висения в нормальном положении в теме "Летная школа, часть третья. Ориентация кабиной к пилоту."

Сначала выполните полный пируэт чтобы немного освоиться, затем во время пируэта задержите вертолет в положении кабиной к себе на 1-2 секунды. Постепенно увеличивайте время паузы и начинайте подруливать. В положении кабиной к себе управление будет следующим: стик элеватора на себя - модель двигается на пилота, стик элеватора от себя - модель двигается от пилота, элероны влево - модель вправо, элероны вправо - модель влево. Шаг и руль сохраняют направление работы.

Доведите время висения до 1-2 минут, затем переходите к закреплению материала.

Для разнообразия можно перевести модель в инверт кабиной к себе с помощью флипа назад из нормального полета. Тем не менее я рекомендую сосредоточиться на пируэте, поскольку пируэт позволит тщательнее отработать навыки ориентации.

Закрепление материала.
Медленный пируэт.
Медленный пируэт на месте (10-15 сек на оборот) позволит выявить проблемные положения, где модель «теряется». Отдельно проработайте такие положения, задержав вертолет в висении в этом положении. Обязательно проверьте ваши навыки при выполнении пируэта по часовой и против часовой стрелки. Даже если все положения уже освоены, последовательность смены положений во время медленного пируэта может вызывать сложности и потребует отдельной проработки.

Пируэт в стороне от пилота. 
Аналогично упражнениям в нормальном полете, для закрепления навыка ориентации полезно отвести вертолет в сторону на 10-15 метров и выполнить медленный пируэт на удалении.

Опять о привыкании.
Избегайте продолжительных тренировок одной ориентации. В течение полета делайте небольшие паузы и возвращайтесь к повторению пройденного материала. Например, выполняйте те же упражнения в нормальном положении: немного повисите боками и кабиной к себе, сделайте пируэт на месте. Такие перерывы не позволят мозгу зациклиться на инвертном управлении и помогут снять нервное напряжение.

Заключение.
Надеюсь, что нехитрая методика коротких заходов в новую ориентацию уже стала для вас привычной. Эта методика позволяет сделать многое, на надо запастись терпением и понимать, что за один полет не освоить новую ориентации. Мозгу требуется время до того, чтобы привыкнуть к новому виду модели и начать меньше времени тратить на оценку ситуации.

На сегодня все. Удачных тренировок!

Продолжение: Летная школа. Часть 10. Движение в инверте.

4 комментария:

  1. Олег, Вы пишите вертолётную библию управления.Огромное спасибо от всех новичков СР.

    ОтветитьУдалить
  2. А можно ли скачать все части целиком?

    ОтветитьУдалить
  3. сверстанные статьи есть только в онлайн, поэтому получить их можно только скачав отсюда.

    ОтветитьУдалить